О нас, любимых

Магазины "Избёнка" и "ВкусВилл" - это крупная торговая сеть по продаже натуральных продуктов для здорового питания. Наши магазины работают для тех, кто знает толк в качественных продуктах и верит, что в России можно вести честный бизнес.

Успех пришел к нам не сразу. Было и трудно, и невыносимо трудно, но мы покорили продуктовый рынок Москвы и стали надежной и крепкой компанией. Произошло это благодаря одной-единственной идее. Мы хотели доказать, что и в мегаполисе продукты с честным составом могут быть доступны большинству. Получилось у нас это или нет - судите сами, прочитав историю компаний "Избёнка" и "ВкусВилл".

2009 год

12 мая 2009 года в Строгино открылся первый магазин «Избёнка» (на фото – первый день работы магазина). Ассортимент состоял только из молочных продуктов.

Поначалу все было настолько плохо, что история крупной ныне торговой сети чуть не закончилась провалом через пару месяцев. К примеру, на прилавке из двенадцати товарных позиций было восемь видов творога. Покупатели подходили к холодильнику, удивленно пожимали плечами и уходили.

Негативный отпечаток накладывали «соседи» по торговой площади. Слева неизвестный мясной отдел, где постоянно пахло тухлым мясом. Справа – отдел с дешевым алкоголем. Этот «островок» наши потенциальные покупатели старались обходить стороной.

Как развиваться дальше, стало более ли менее понятно через полгода, когда четвертый по счету магазин «Избёнка» открылся в районе Митино. К этому открытию мы подготовились основательно. Проинформировали жителей района, значительно расширили ассортимент, хорошо обучили продавцов и тем самым запустили главный инструмент раскрутки – сарафанное радио. Люди стали рассказывать о нас друг другу.

В день открытия в «Избёнку» постоянно стояла очередь из 15-20 человек. На следующий день эти люди вернулись к нам вновь и привели с собой соседей и родственников. Это был тот самый момент, когда мы отчетливо поняли: нужно двигаться дальше. Искать новых честных производителей молочной продукции, открывать новые магазины.

К концу 2009 год открыто 4 магазина «Избёнка».

2010 год

Все новые «Избёнки» в этом году стали открываться в едином фирменном стиле (на фото). Отказаться от «деревенской» тематики нам посоветовала покупательница. Она написала письмо на корпоративную почту: «Ребята, я понимаю, почему вы преследуете тему деревни. У вас и название об этом говорит. Но лично мне, как потребителю, страшно покупать продукты в вашем магазине. Воображение рисует бабушку с грязной коровой и немытым ведром. Станьте современнее!».

И мы стали. Освежили дизайн, оснастили торговые точки современными кассами, начали рассказывать о наших производителях в ежемесячной газете. Ведь никаких бабушек с коровой и сомнительных фермеров у нас не было изначально. Только сертифицированные производства, которые проходят необходимые проверки и следят за качеством производственного процесса. Глупо было об этом молчать!

В этом же году мы стали много общаться с покупателями. Открыли горячую линию, запустили простенький сайт и группы в соцсетях. Тут же поняли, что жить без обратной связи – это сумасшествие и стали прислушиваться к тому, что советовали нам покупатели.

Кстати, именно в 2010 году мы впервые получили от покупателя письмо, содержание которого сводилось к следующему: «Мы полюбили ваши молочные продукты, пришло время двигаться дальше. Ищите производителей хлеба, мяса, рыбы. Мы будем вашими постоянными покупателями!».

Прочитав письмо, мы улыбнулись. Магазин натуральных молочных продуктов казался нам единственно правильным форматом.

К концу 2010 года открыто 20 магазинов «Избёнка».

2011 год

К середине года было открыто около 80 магазинов «Избёнка». Нам казалось, что это прорыв и больше магазинов быть не может. А покупатели требовали новых открытий. Тогда же покупателями был придуман народный клич: «Избёнку» – в каждый дом!».

В этом же году в несколько раз увеличился штат технологов. Следить за таким количеством производителей и продуктов стало сложнее, поэтому требовались новые специалисты. Технологи стали регулярно отвозить продукты в независимую лабораторию. Мы решили для себя, что отклонения продукции по органолептическим показателям не так критичны. Гораздо важнее – гарантировать натуральное происхождение продукта.

Проверки в лабораториях очень помогли нам и помогают до сих пор. За всю историю мы выявили лишь несколько производителей, которые под видом натурального продукта пытались продать нам фальсификат. Как результат – расторжение договора и прекращение поставок продукции.

Все чаще мы стали получать от покупателей предложения расширить ассортимент не только молочными продуктами. Идея уже не казалась настолько безумной.

На новогоднем корпоративе генеральный директор компании Андрей Кривенко объявил об открытии в следующем году супермаркетов натуральных продуктов «ВкусВилл». Сначала – секундное молчание. Затем – бурные аплодисменты.

Знали бы мы тогда, что нас ждет – не хлопали бы.

К концу 2011 года было открыто 100 магазинов «Избёнка».

2012 год

Ближе к лету мы запустили бонусную программу. Она не имела ничего общего с современной бонусной программой. Главная задача, которая стояла перед нами, – выдать покупателям «Избёнки» как можно больше бонусных карт и проинформировать их об открытии новых супермаркетов «ВкусВилл».

Но покупателей новые магазины пока не особо интересовали. Гораздо больший интерес представляло новое название. «Причем здесь вилы и их вкус?», – спрашивали у нас люди. Поначалу мы терпеливо объясняли, что «вилл» - это образование от слова village. Если дословно, что-то вроде вкусной деревни.

Но через некоторое время поняли, что вариант с вилами тоже вполне концептуален. И стали вместе с покупателями смеяться над шутками в стиле: «Ох, уж этот беспощадный нэйминг».

15 июня 2012 года команда «Избёнки» открыла первые четыре магазина «ВкусВилл». Если кратко, то в первые дни открытия выглядело все так: продуктов нет, покупателей нет, выручек нет, а мы радуемся, потому что магазины все же открыли.

Решили, что все продукты немолочной категории будут продаваться под торговой маркой «ВкусВилл», а вся молочка останется под брендом «Избёнка».

К концу года мы испытывали адскую усталость, а работы при этом не убывало. Открывать супермаркеты натуральных продуктов – это сложно, но интересно.

К концу 2012 года открыто:
200 магазинов «Избёнка»
4 магазина «ВкусВилл»

2013 год

В этом году мы открыли еще 4 магазина «ВкусВилл». Все магазины были глубоко убыточными и капитально тянули нас вниз. «Избёнка» скрипела и кряхтела, но своими силами держала компанию на плаву. Проект «ВкусВилл» был на грани закрытия.

Для всей компании это был самый сложный год. Закрываться не хотелось, но и выйти из этого крутого пике не получалось. Масла в огонь подливал раскол между сотрудниками. Одни предлагали бросить «ВкусВилл» и сосредоточить все силы на «Избёнке». Другие – дожать «ВкусВилл», открыть больше магазинов, чтобы немолочным производителям было интереснее с нами работать, а у покупателей появился выбор.

Этот переломный год был необходим. Мы сели за стол переговоров и пересмотрели ход развития супермаркетов «ВкусВилл». Начиная от размера торговой площади, заканчивая ассортиментом магазинов.

Было решено прекратить открытия новых магазинов и довести до идеала уже открытые. Маховик закрутился с бешеной скоростью.

К концу года стало понятно, что супермаркеты «ВкусВилл» все-таки будут жить. Кризис отступил. Появились новые продукты, пришли новые покупатели, появилось взаимопонимание среди всех сотрудников компании.

Как и в прошлые годы, советами и подсказками нам очень помогали покупатели. В очередной раз спасибо всем, кто критиковал, благодарил и советовал.

К концу 2013 года открыто:
250 магазинов «Избёнка»
8 магазинов «ВкусВилл»

2014 год

В этом году магазины «Избёнка» отошли на второй план. Да и находить новые места стало тяжелее. Зато «ВкусВилл» получил новый импульс.

Полки магазинов стали заполняться уникальными продуктами. Производители из разных регионов страны писали и звонили нам, присылали продукты на дегустацию. Каждый божий день технологи проводили дегустацию разных продуктов в офисе. Жарили, парили, голосовали. Как шутили наши сотрудники: «Голодные времена закончились».

Наша компания все больше стала интересовать журналистов. Как пришла идея создать этот бизнес? Как отбираете производителей? Где ищете продавцов? Как следите за качеством? Наших технологов стали приглашать в продуктовые программы с просьбой прокомментировать тот или иной вопрос.

Осенью Россия вводит эмбарго на ряд импортных продуктов. На этом фоне тема российских продуктов актуальна как никогда. Люди, которые до сих пор не знали о существовании магазинов «Избёнка» и «ВкусВилл», наконец, о них узнали. Кто-то стал нашим новым покупателем.

К концу года мы шокировали общественность снижением цен на ряд молочных продуктов. На фоне всех остальных торговых сетей, которые цены, наоборот, поднимали, мы выглядели слегка сумасшедшими ребятами.

Во многом этот год стал прорывным. Еще раз мы убедились, что делаем правильное дело.

К концу 2014 года открыто:
290 магазинов «Избёнка»
40 магазинов «ВкусВилл»

2015 год

Новые магазины «Избёнка» практически не открываются. Зато магазинов «ВкусВилл» увеличилось в два раза. Еженедельно к нам за продуктами приходит более 100 тысяч покупателей.

Значительно увеличился ассортимент магазинов. К концу года – 1100 наименований. «ВкусВилл» - это уже не просто магазин, где есть классная молочка и какие-то другие продукты. Мы подтянули все категории. «ВкусВилл» стал магазином, где можно купить все продукты для праздничного стола или просто приготовить вкусный и полезный ужин для всей семьи.

В связи с резким ростом количества магазинов, пропорционально увеличилось количество обращений от покупателей. Раньше мы переживали, получится ли справиться с таким наплывом мнений. Сейчас понимаем – получится. Каждого покупателя слышим, так как во главе всех бизнес-процессов до сих пор стоит покупатель.

Много внимания в течение всего года уделяем качеству продуктов. За лабораторные исследования оплачиваем неприличные счета, зато живем спокойно и можем гарантировать покупателю, что на полках наших магазинов – продукты с честным составом.

К концу 2015 года открыто:
300 магазинов «Избёнка»
100 магазинов «ВкусВилл»

2016 год

Этот год мы прожили под знаменем «ВкусВилл». Практически каждый месяц открывалось по 20-25 магазинов. Это бешеный темп, с которым мы справились. По количеству работающих «Избёнок» на конец года можно понять, какая судьба ждет эти магазинчики.

Пальма первенства отныне принадлежит магазинам «ВкусВилл»!

В ассортименте – 1300 товарных позиций. Значительно расширилась линейка готовых блюд, разбогател ассортимент средств по уходу за собой и за домом. И, конечно, наполнение продуктовых холодильников стало куда разнообразнее.

За этот год мы значительно увеличили количество и частоту проверок нашей продукции в аккредитованных лабораториях. Рады констатировать, что качество и вкус продуктов и в 2016 году занимали центральное место в жизни всей компании. Мы понимаем, что в этом наша сила.

Андрей Кривенко стал «Предпринимателем года» по версии РБК. Это почетно и подчеркивает тот факт, что мы становимся заметнее. Если еще в прошлом году можно было не обращать внимания на «ВкусВилл», то к концу этого года не заметить наш прорыв невозможно.

Год был чрезвычайно напряженным, но в целом прошел для нас со знаком «плюс». Интересно, что нас ждет в следующем году?

К концу 2016 года открыто:
300 магазинов «ВкусВилл»
125 магазинов «Избёнка»