Ночной аэропорт

Поздно вечером, когда большинство москвичей отдыхают дома от трудного рабочего дня, на распределительном центре «ВкусВилл» (далее - РЦ) закипает жизнь. Начинается подготовка к завтрашней работе магазинов.

Аналогия с аэропортом не случайна. Все службы РЦ находятся в боевой готовности. Ночные технологи, грузчики, комплектовщики и операторы ждут «приземления» машин, на борту которых сотни килограммов свежих продуктов.

В 21.00 оживает рация: «Машина от ИП Никогосов приехала, представители всех подразделений на приемку и разгрузку».

Приемщики товара открывают борта машины и сначала пропускают руководителя ночных технологов – Диму Сморчкова. Дима «стреляет» в фургон лазерным термометром. Первым делом замеряется температура.

В данном случае водитель перестраховался и выставил рефрижератор на +2°С. Это минимальный порог для транспортировки кондитерских изделий. Если бы термометр показал больше 6°С, служба качества отправила бы машину с товаром обратно на производство, забраковав всю партию. Летом, к сожалению, такие случаи не редкость.

Далее фактическое количество товара нужно сверить с информацией в накладной, чтобы не было расхождений. Раньше все это происходило вручную. Приемщик товара считал все коробки, складывал цифры, сверял с накладной. Это занимало много времени и не исключало ошибок.

Около года назад процесс приемки товара полностью автоматизировали. На пальцах у приемщика сканер, который считывает информацию с штрих-кода на коробке. На руке – смартфон, подключенный к единой информационной базе «ВкусВилл». В режиме реального времени вся информация о количестве принятого товара попадает на сервер.

Пока шла приемка десертов, к РЦ подъехали машины с тульскими и ярославскими номерами. В обеих машинах – хлеб и выпечка.

Чтобы оперативно передвигаться по РЦ, сотрудники пользуются самокатами. Он здорово выручает, когда одновременно нужно быть в разных концах километровой разгрузочно-погрузочной зоны.

На часах 23.00. Рация не замолкает. Машины с продуктами едут друг за другом. Пришла очередь 20-тонников. Этот привез молочку из Великого Новгорода. На разгрузку такой фуры уходит 20-30 минут.

Видели бы вы, как виртуозно ребята управляют карами! Все понимают, что ценна каждая минута, поэтому наша просьба сделать одну фотографию внутри грузовика, вызвала бурю эмоций: «У нас машины друг за другом приезжают, давайте скорее со своими фотографиями!».

Дима выборочно вскрывает коробки – нужно отобрать продукты для дегустации. На РЦ нет ни времени, ни возможности проводить серьезные лабораторные анализы. Поэтому отдельно готовится продукция для отправки в сертифицированную лабораторию. О проверках нашей продукции в лабораториях мы рассказывали здесь, здесь и здесь.

Обратите внимание – продукты достаются из общих коробок. Производитель не знает, какая именно коробка будет вскрыта и отправлена на лабораторные испытания, поэтому вариант делать разную по качеству продукцию исключен. И на продажу, и в лабораторию идет продукция одного и того же качества.

На коробки, вскрытые технологом, клеится маркировка, которая информирует об уменьшении кванта. Технолог ставит печать, гарантируя таким образом, что отсутствует единица продукта в этой коробке по уважительной причине, а не потому, что водителю захотелось в дороге поужинать.

В это время другой технолог Антон Водяницкий занят органолептической оценкой продукции. Первостепенно проверку на органолептику проходят продукты, на которые были жалобы от покупателей.

Инициируют такие проверки продакт-менеджеры, о работе которых мы рассказывали вот здесь. Они анализируют жалобы и высылают ночным технологам список продуктов, которые необходимо проверить в первую очередь.

Конкретно на этот творог, который открыл на дегустацию Антон, на прошлой неделе были жалобы на «рваную» консистенцию. То творог слишком жидкий и пресный, то слишком сухой и кислый.

Сейчас проблем по вкусу/запаху/цвету/консистенции не выявлено, поэтому партия творога принимается. Его грузят на свое место в холодильной камере. В районе 2 часов ночи, когда основной объем продукции доставят с производств, начнется сборка товарных комплектов для магазинов.

В этой камере хранится заморозка.

В отличие от скорпорта, темп работы с замороженными продуктами гораздо спокойнее. Заморозку можно заказать впрок. У нее большой срок годности, поэтому ежедневной суеты здесь нет. Это тебе не трехдневная молочка с ежедневными поставками!

Серьезный минус работы в морозильной камере – это, простите за тавтологию, серьезный минус. Отрицательные температуры тут держатся круглый год.

А это сборочная камера для фруктов и овощей.

Для них здесь создан отдельный микроклимат, чтобы продлить сроки их естественного существования. Овощи, которые хорошо хранятся (капуста, морковь, картошка и т.п.), заказываются на РЦ с учетом 2-3 дней. Фрукты и ягоды, как правило, заказывают с учетом одного дня продаж.

У каждого магазина свои темпы продаж, свой ассортимент и свой производитель. Товарный комплект необходимо собрать с учетом этих условий.

Иногда от покупателей поступают вопросы, мол, почему с РЦ по магазинам продукция приезжает в машинах без холодильника. Особо впечатлительным покупателям кажется, что так продукция едет с самого производства. Конечно, это домыслы, не имеющие ничего общего с действительностью.

Роль перевалочного пункта как раз выполняет распределительный центр. В рефрижераторах сюда приезжает продукция с производства, затем отгружается в холодильные или морозильные камеры.

В магазин товарные комплекты доставляют в специально оборудованных машинах, которые в течение всего времени доставки продуктов с РЦ до магазина сохраняют температуру продукта без изменений. Это что-то вроде термопакета, только на колесах.

Один грузовик развозит продукты для 2 магазинов «ВкусВилл». Поскольку доставка продуктов в магазины начинается с раннего утра, машина управляется за пару часов. Задача транспортного цеха успеть до утреннего часа-пик и укомплектовать продуктами все магазины.

Конечно, случаются природные апокалипсисы и транспортные коллапсы, когда машины с производств массово опаздывают и из-за этого задерживается доставка продуктов в магазины. К счастью, случается это от силы 2-3 раза за год, но запоминается и нам, и покупателям надолго.

РЦ «ВкусВилл» уникален. Аналогов в России нет. Чтобы наладить такую масштабную работу, нам пришлось консультироваться с испанцами. Испанская торговая сеть Mercadona работает по тому же принципу, что и «ВкусВилл» – ежедневные поставки товара с производств, 70% продуктов продаются в первый день и имеют короткие сроки хранения.

Чтобы было проще понять ежедневный масштаб, приводим сухую статистику, которая намного нагляднее, чем слова.

70 тысяч коробов с продукцией принимает РЦ за одну ночь
400 тонн составляет общий вес продукции, которую принимает РЦ за одну ночь
154 машины развозят продукты по магазинам за одну ночь
7,5 часов дается на сборку всей продукции на РЦ для магазинов
23 тысячи м² общая площадь РЦ

Комментарии

Елена К

Спасибо за информацию. Интересно и познавательно.

nic-ol

Очень интересный репортаж.
Только после него возник вопрос, с корректностью даты изготовления на всей молочке. Из текста видно, что все продукты привозят до 2 ночи. А молоко из Великого Новгорода приняли аж в 23. А на утро покупатели увидят молочку с датой продажи. Как же так???

Vkusvill

Тут алгоритм прост. Чем меньше срок хранения продукта, тем позже приходит машина, так как она позже выезжает с производства. Великий Новгород молоко нам не поставляет, конкретно в этой фуре приехали сыр, сгущенное молоко и мягкие творожки, которые на РЦ поступили текущим днем. То есть в магазин изначально пришли двухдневные творожки, а у сыра и сгущенки срок большой, поэтому их день в день никогда не везут. Когда машина формируется только из скоропорта, тогда она приходит под утро, так как поздно выезжает с производства.

nic-ol

Большое спасибо за ваш комментарий. Теперь стало понятно.

OlgaP

Любопытно!

Стешка

Clapping

Домохозяйка

Очень интересная информация про работу РЦ. Если я правильно поняла, там сказано, что для каждого магазина формируется свой ассортимент товаров, в том числе и по производителям. Означает ли это, что какие-то производители в некоторые магазины вообще не попадают?
В частности, меня интересует, почему на юге Москвы (М. Чертановская, Нахимовский пр-т, Б-р Дмитрия Донского) перестал поступать мягкий творог (диетический) 4,5% (в баночках по 120 г) из Великого Новгорода? Поступает только из Пензы, но он совершенно другой по вкусу. Очень хочется, чтобы возобновились поставки из Великого Новгорода.

LaBelle

Спасибо за репортаж*BRAVO*! Очень интересно! Желаем успехов и добропорядочных поставщиков!

Подольск

Спасибо за предоставленную информацию. Овощи и фрукты покупаю только в ваших магазинах. Химозные овощи и фрукты могу определить по запаху и вкусу, в ваших этого нет, а значит буду покупать и кушать :). Спасибо Вам! Так держать!

Vkusvill

Спасибо!

Nadezhda Bubenetz

Если бы ещё качество проверяли. Вот сегодня купила

merlona-mar

Очень жаль.
Ошибок не бывает у тех, кто ничего не делает.
Наверное Вам вернули деньги.

Vkusvill1

Вы уже задавали аналогичный вопрос на форуме. Мы вам дали подробный ответ и кинули ссылку, где наш технолог по мясу рассказывает про особенности газовой среды.

Алмагуль Кондыбаева

Господи какая жесть.. фу... кошмар..

merlona-mar

Благодарю за репортаж о "Ночном аэропорте".
Спасибо за Ваш труд и подробную информацию о Вашей работе
по приемке товара в РЦ.