Один день продавца

Один день продавца

Знаете ли вы, как проходит обычный рабочий день продавца во «ВкусВилле»?

На часах 7.00, а Наталья Азарова, старший продавец магазина «ВкусВилл» на Строгинском бульваре и ее команда уже в боевой готовности. Впереди целый рабочий день, который расписан по минутам.

Начинается все с разгрузки товара. Около часа назад водитель привез в этот магазин порядка 200 коробок со свежими продуктами. И в этом наша колоссальная особенность: 70% товара из ассортимента мы продаем каждый день, так как основная часть продуктов имеет короткие сроки хранения.

Значит, каждый день (кроме 1 января) нам нужно загрузить полки магазинов свежими продуктами.

Несмотря на то, что товар привозят рано и продавцы выходят на работу рано, расставить все продукты к открытию магазина, к сожалению, не получается. Поэтому самые первые покупатели иногда вынуждены терпеть определенные неудобства, пробираясь к холодильнику через коробки с товаром. Такова цена свежих продуктов и небольших по площади магазинов (у нас нет вместительных подсобок).

Приход товара нужно сверить с накладной. Все корректировки будут отправлены расчетчикам. Иногда какого-то продукта может прийти чуть больше, чуть меньше или не прийти вовсе. Распределение товара при ежедневных поставках продукции с производств — это безумно сложный механизм, который периодически дает сбои.

Продавец — это важное звено в системе качества наших магазинов. Он — последняя «инстанция», от кого зависит, попадет ли продукт в холодильник. Наталья разгружает коробку со свежими куриными яйцами и обнаруживает бой. Эта упаковка отправится на списание, ставить ее на витрину нельзя.

До открытия «ВкусВилла» осталось чуть меньше 30 минут, а в магазине уже первый покупатель. Зашел за бутылочкой воды.

— Мы умышленно открываемся раньше, — объясняет Наташа. — Люди едут на работу, а мы как раз по пути к метро. Многим хочется купить у нас что-то на перекус или на обед. Покупателям приятно, что мы заботимся о них и нам хорошо.

Мужчины-продавцы в магазинах — это спасение. Продуктов становится больше, многие из них тяжелые — нужна физическая сила. И как гласит только что придуманная народная мудрость: мужчина в женском коллективе — к хорошему настроению. Поэтому молодым людям, которые приходят к нам на работу, мы особенно рады.

В 9 утра магазинное радио радостно рапортует: «Покупатели уже проголодались. Открываемся!». Этот сигнал для продавцов мы придумали после того, как зафиксировали несколько жалоб от покупателей. Во всех случаях продавцы настолько увлекались разгрузкой товара, что забывали открыть двери магазина в нужное время. Эта звуковая напоминалка проблему решила сразу.

В магазин заехала Инна Викторова — наш технолог по колбасам и мясным полуфабрикатам. И технологи, и их помощники в течение дня обязательно ездят по магазинам. В частности, сегодня в категории Инны появилась новая колбаса. За всеми новинками технолог категории следит особенным образом, поэтому пока график Инны строится вокруг новой колбасы.

После покупателей, спешащих на работу, в магазин подтягиваются мамочки с детьми и пенсионеры. И те, и другие любят совместить поход во «ВкусВилл» с прогулкой или каким-либо важным делом.

Наталья поторапливает коллег: еще не все детское питание расставлено в холодильники. Именно сейчас на него будет повышенный спрос.

А вот постоянный покупатель — трехлетний Миша. Он обожает запивать детским кефиром рогалики с яблочным повидлом. Миша просит корзинку побольше. Его мама планирует купить продукты на несколько дней, и он уже знает, чем это обычно заканчивается.

За кассой три продавца, а в магазине очередь. Наташа сейчас отложит работу в торговом зале и встанет за четвертую кассу. На ходу она объясняет: «Покупателей стало ощутимо больше. Раньше я могла прерваться на работу за кассой пару раза за день. А теперь очереди в магазине гораздо чаще. Интересно, что будет с нами через год?».

Первая волна утренних покупателей спала. Пора воспользоваться инструкцией, которая пришла из офиса. На одни продукты нужно повесить ярлычок «Новинка». Этим занимается продавец Оксана Орешкова.

На другие — ярлычок «Есть рецепт». В том случае, если информационная доска пополнилась новыми рецептами.

Ярлычки и инструкция приходят в магазин в отдельном конверте — не перепутаешь.

До 12 часов дня Наталье нужно отправить фотоотчет для мерчендайзеров, поэтому она берет в руки корпоративный смартфон и начинает фотографировать полки магазина. В смартфоны встроена камера с высоким разрешением, поэтому мерчендайзеры дотошно, сантиметр за сантиметром, проверят выкладку товара, соответствие ценников и убедятся, что общий вид магазина отвечает всем стандартам.

Смена Натальи Азаровой проверок мерчендайзеров не боится. У них всегда все аккуратно, чисто и опрятно.

Пока Наташа делала фотографии, кассир Юля заметила на полке мятую банку кукурузы. В таком виде товар продавать запрещено, поэтому нужно оформить списание. На это есть право только у старшего продавца.

Наталья откладывает смартфон и идет оформлять списание по типу «Нетоварный вид». Информация о списании тут же попадает в единую электронную систему «ВкусВилл». В течение часа продавцу может позвонить технолог или продакт-менеджер, поинтересоваться, что не так с продуктом и почему он был списан. Часто своевременная реакция помогает предотвратить массовые проблемы.

Наташа возвращается к фотоотчету. Снимки сразу загружаются в мобильное приложение. Это удобно: продавцам не нужно возиться с электронной почтой, мерчендайзеры не теряют лишнее время. Фото передается в центральный офис сию же секунду. Мерчандайзинг по фото экономит массу времени и предотвращает необдуманные расходы: вместо 50 мерчендайзеров работает всего 5 человек.

Пора озаботиться дегустацией. Сегодня на дегустацию Наташа планирует открыть рулет из горбуши и порезать филе жареного минтая.

Помимо этого, на дегустационном столе сегодня несколько видов хлеба, колбасы, яблочный сок, овощная икра и много фруктов.

Готовится дегустация в одноразовых перчатках, доски для продуктов разделены.

Для продуктов на пробу обязательна маркировка с датой и временем и опознавательная пломба со словом «Дегустация».

Первая половина дня позади. Теперь продавцы по очереди могут пообедать или прерваться на чайную паузу. Благо продуктов на выбор предостаточно. Сотрудники компании на все продукты из ассортимента получают скидку 15%.

В магазин заходит покупательница, с которой Наташа начинает приветливый и непринужденный разговор. Знакомимся с ней и мы.

Татьяна Фатюхина ходит в наши магазины еще со времен «Избёнки». Говорит, всегда мечтала, что молочный киоск превратится в полноценный магазин. Теперь продукты для семьи Татьяна покупает только в магазине «ВкусВилл». А семья у Татьяны немаленькая. В ней (внимание!) 11 человек. Мама, папа и 9 детей. Старшему ребенку — 20 лет, младшему — 5 месяцев.

Вам тоже сейчас показалось, что вы чего-то в этой жизни не понимаете? А Татьяна счастлива! Как говорит Наташа: «Самый лояльный и самый уравновешенный покупатель».

В магазине временное затишье, покупателей нет, поэтому Наташа отправилась проверить электронную почту. И не зря!

От службы качества «ВкусВилл» пришло письмо. Просят снять с продажи кефир 3,2% и списать его.

Причину списания устанавливаем экспериментальным путем — течет упаковка. Закрытый пакет с кефиром подтекает. Прогнозируем жалобы от покупателей на разлитый кефир в пакете с продуктами. Где-то 30 пакетов кефира уже продали. Оставшуюся партию важно как можно скорее снять с продажи — покупателями мы дорожим, поэтому негативные эмоции ни им, ни нам ни к чему. То, что так аккуратно выставляли с утра в холодильник, теперь придется относить в подсобку.

На общей упаковке, а затем и на каждом пакете с кефиром ставится любой заметный знак ярким маркером. Это элементарная безопасность — списанный продукт ни в коем случае не должен попасть обратно на прилавок. Кстати, через пару часов после списания кефира, получили первую жалобу от покупателя: «Пришел в магазин, а там кефира нет вообще! Как такое возможно?!». Теперь вы знаете, что очень даже возможно.

Время близится к вечеру. Магазин заметно оживает. Где-то с 17.00 и до 19.30 в магазине будет ажиотаж. У продавцов боевая готовность. В это время никаких перекусов, перекуров и других «пере». Полная концентрация на покупателях.

Кому-то будет нужен совет. А кто-то справится самостоятельно.

Именно с этого рабочего места вас спрашивают про пакет, бонусную карту и любимый продукт. Работать за кассой страшно только первый день.

Помните, как выглядели прилавки магазина в первой половине дня? К вечеру они выглядят так.

И даже вот так.

Лоточки на кассе тоже опустели. Там лежал ирис.

Продавцы начинают готовить магазин к закрытию. Процесс этот тоже требует времени, а сил уже почти нет. Выручают электронные отчеты. Представляете, а раньше продавцы «Избёнок» сдавали бумажные отчеты… Конечно, ассортимент был в 10 раз скромнее, но все же.

За несколько минут до закрытия можно начать наводить порядок. На следующее утро будет меньше работы.

Все, 22.00.
Рабочий день окончен. Устали, но поработали славно. А завтра… Завтра все повторится снова. Такая простая и при этом безумно сложная работа продавца-консультанта в магазине «ВкусВилл».