Друзья, вы стали замечать, что в некоторых магазинах зелёные ценники не появляются в привычное время, а в самый неожиданный момент их слишком много.
Спешим вас успокоить: акция всё такая же постоянная, меняются только некоторые правила постановки «зелёной цены», пока — в режиме теста.
Дело в тесте
На этот раз мы решили рассказать об эксперименте до его завершения, потому что видим первые результаты и уверены, вы нас поймёте и поддержите.
С 14 апреля на 421 торговой точке мы запустили тест по работе с зелёными ценниками. Сейчас жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Калужской, Рязанской, Тульской, Тверской и Воронежской областей — регионов, где проводится тест — могут не увидеть в привычное время продуктов с ожидаемой скидкой.
Именно сейчас мы выбираем оптимальные периоды для постановки зелёных скидок, и для каждого магазина это индивидуальная история. Главное, что зелёные ценники были и остаются постоянной акцией с теми же условиями для покупателей.
Напомним, если срок товара скоро заканчивается, мы заранее устанавливаем на него скидку — от 40% — и отмечаем зелёным ценником. Делаем это для того, чтобы как можно меньше качественных, вкусных и полезных продуктов в итоге отправилось на списание и утилизацию.
Знаете ли вы, что в 2021 году объём утилизированной еды, по оценкам ООН, составил 931 миллион тонн? Это 46 550 000 фур! Примерно пятую часть произведённой продукции выбрасывают только потому, что её слишком много. В нашей стране эта цифра составляет порядка 17 миллионов тонн.
О том, что происходит с непроданными продуктами ВкусВилла, читайте здесь.
Цель нашего теста — найти золотую середину между продажами и поставками, чтобы товаров в каждый магазин поставлялось ровно столько, сколько вы готовы купить.
При чем тут зелёные ценники
Зелёный ценник — это последний шанс для товара встретиться со своим покупателем. Если продукт правильно хранился, но до истечения срока годности осталось всего ничего, он всё равно заслуживает этого шанса — ведь на производство были затрачены ресурсы, вложен труд множества людей.
Но даже с такой значительной скидкой, как зелёная цена, товары не всегда раскупают. Кто-то сомневается, что сможет употребить продукт в течение оставшегося срока, кому-то не нравится, что, например, овощи и фрукты уже не такие красивые и бодрые… В результате даже зелёные ценники не всегда спасают продукты от списания.
Леонид Гричанов, бренд-стратег ВкусВилла:
«Срок годности — это время, в течение которого мы даём гарантии на полную пригодность продукта к употреблению. Обычно такой срок устанавливают на основе лабораторных исследований и с запасом даже на скоропортящиеся продукты — молоко, десерты, кулинарию. То есть фактически продукт не «превращается в тыкву» в ту же минуту, как истекает срок годности. Поэтому, если видите зеленый ценник, можете быть уверены, что товар соответствует всем нормам».
Николай Попович, управляющий изменениями ВкусВилла:
«Поэтому мы тестируем различные временные промежутки постановки на зелёный ценник разных групп товаров, смотрим за результатами, сравниваем показатели между магазинами, участвующими в тесте и нет.
Нам важно максимально удовлетворять потребности покупателей. Но при этом важно и бережно относиться к ресурсам, труду производителей. Поэтому нам необходимо точно знать, сколько и каких позиций реально требуется на каждой торговой точке — привозить ровно столько, чтобы каждый мог найти желанный продукт, и при этом количество списанного товара было бы минимальным».
Николай Попович, управляющий изменениями ВкусВилла
Как работает Система распределения товаров
Чтобы связь между распределением товаров по магазинам, зелёными ценниками, временем их появления и идеей ответственного потребления стала совсем понятна, ненадолго заглянем за кулисы.
Сейчас в сети ВкусВилл 1312 магазинов и 120 дарксторов в 62 городах нашей страны. Каждый день туда отправляются свежие продукты и другие товары с Распределительных центров. За тем, сколько, чего и куда необходимо доставить, следит наш «супермозг» — электронная Система распределения товаров. Она подсчитывает остатки и решает, какой будет следующая партия по каждой товарной позиции.
Как вы знаете, решение о назначении «зелёной скидки» каждый магазин принимает сам: ежедневно продавцы отбирают продукты, цену которых уже можно снижать.
Как только продукт уценяется, Система считает, что его уже нет в магазине — «весь товар востребован, всё в порядке». А значит, на следующий день она отправит такое же количество. Но купят ли при этом оставшиеся товары с зелёным ценником — дело случая (и бережного отношения покупателей к продуктам).
Получается эффект снежного кома: по факту продуктов оказывается больше, чем нужно — к поступившим плюсуются остатки по зелёной цене. Таким образом произвольное «зеленение» товаров за несколько дней до истечения срока годности или в первые часы работы торговой точки приводит к несоответствию между остатками в магазине и реальной потребностью покупателей.
И в результате часть товаров, которые могли бы порадовать людей, отправляются на списание, а значит, пополняют те 17 миллионов тонн ежегодных отходов — и это печально.
Но списание само по себе — не всегда плохо. Это ещё один важный параметр, на который ориентируется Система распределения.
Во-первых, списание показывает, что товара доставлено больше, чем может реализовать магазин, — благодаря этому показателю Система уменьшает объём партий до необходимого.
Во-вторых, списание помогает выявить товары, которые по каким-то причинам не понравились покупателям.
То, что мы списали сегодня, помогает нам правильно (а значит, бережно) распределять товары завтра. Так, чтобы хватило всем, но не оставалось лишнего или непопулярного.
А есть ли результаты?
Тест пока не окончен, но уже сейчас точно видим, что потери снижаются. А значит, мы близки к желанному результату — оптимальному балансу между продажами товаров по полной цене, зелёным ценникам и списаниям. Это значит, что мы стали ещё ближе к реальным потребностям покупателей и одновременно к более бережливому отношению к продуктам и труду наших поставщиков.