Еда для людей — не просто источник энергии, а средство коммуникации, объект поклонения и вожделения, иногда валюта и способ спасения от грусти. А ещё еду довольно часто изображают художники, и не только в натюрмортах.
Вместе с организаторами выставки ARTLIFE FEST 2023 вспомнили, какими были известные трапезы в истории искусств.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (1498)
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (1498), источник commons.wikimedia.org
Скорее всего, именно это изображение придёт на ум первым, если попросить вас вспомнить художественную трапезу. Это не картина и не фреска, а очень хрупкая настенная роспись авторства Леонардо да Винчи. Она украшает стену в бывшей трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане (теперь это место стало музеем).
Библейский сюжет о том, как Иисус за ужином возвещает ученикам о предательстве и своей скорой смерти, воспроизводили и до Леонардо да Винчи, но он первым смог изобразить реакцию каждого героя картины на слова учителя. Искусствоведы считают, что именно поэтому «Тайная вечеря» совершила переворот в изобразительном искусстве.
На еду в этой истории тоже возложено много смысла. На столе мы можем заметить блюдо с рыбой — одним из главных христианских символов, а рука Иисуса тянется к хлебу. Это отсылка к таинству евхаристии (считается, что оно было задано именно в тот вечер).
«Пир Клеопатры», Джованни Баттиста Тьеполо (1744)
«Пир Клеопатры», Джованни Баттиста Тьеполо (1744), источник commons.wikimedia.org
Джованни Баттиста Тьеполо не столь известен, как другие представители Венецианской школы, например Тициан и Джорджоне, но он давно признан выдающимся и монументальным.
В этой картине художник рассказывает, как Клеопатра перехитрила Марка Антония. Египетская царица поспорила с консулом о том, что она сможет съесть за обедом баснословную сумму — десять миллионов сестерциев (древнеримские серебряные монеты). Принято считать, что один сестерций примерно соответствует двум сегодняшним евро. Марк Антоний не понимал, в чём подвох, — этой суммы сполна бы хватило на самые дорогие яства — и согласился на пари. В итоге Клеопатра просто проглотила собственную серьгу с жемчужиной (по некоторым предположениям, она растворила её в бокале с уксусом).
Тьеполо изобразил момент, когда Клеопатра предъявляет ту самую жемчужину Марку Антонию. Если посмотреть на стол, современным людям он не покажется роскошным: подумаешь, ваза с фруктами, но мы-то знаем, в чём дело и почему это настоящий роскошный пир. Картина запечатлела момент триумфа Клеопатры, выигравшей пари, её власть и богатство. К слову, позднее соперник Марка Антония за императорский трон Октавиан Август, одержал победу над Египетским царством, увёз вторую жемчужину Клеопатры из этого гарнитура в Рим и украсил ей статую Венеры в одном из храмов.
«Завтрак на траве», Эдуард Мане (1863)
«Завтрак на траве», Эдуард Мане (1863), источник commons.wikimedia.org
Культовый «Завтрак на траве» хранится в музее Орсе в Париже (а до этого картина выставлялась в Лувре). Полотно давно стало мемом: оммажи на него с таким же названием писали Клод Моне , Поль Сезанн и Пабло Пикассо, а ещё Поль Гоген («Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»), Анри Матисс («Роскошь, покой, наслаждение»). Этот мотив встречается в обложках музыкальных альбомов.
Но в момент своего выхода полотно вызвало скандал во французском обществе. Дело в том, что в 1863 году жюри салона не разрешило демонстрировать картину Мане на государственной выставке. Однако по инициативе Наполеона III паралельно с официальным салоном в Париже открылась экспозиция «запрещёнки». Её назвали «салон отвергнутых». Мане решил участвовать в этой выставке, что привело к скандалу, и искусствоведы связывают его не только с тем, что на полотне изображена нагая женщина. Конечно, в «салоне отвергнутых» было много таких полотен, например, «Рождение венеры» Александра Кабанеля. Но картина Мане изображала обнажённую женщину, которая не пряталась и не пыталась казаться лучше, чем она есть, она смотрела на зрителя прямо, не стесняясь и не принимая никого во внимание. И хотя Мане не был бунтарём, в этой работе он бросил вызов главной ценности искусства того времени: понятности сюжета. Люди до этого момента посещали художественные салоны, чтобы узнавать из картин ясные истории. Но никто не понимал, что происходит на полотне Мане. Почему на траве сидят разодетые мужчины и обнажённая женщина, а ещё одна, полуобнажённая, выходит из ручья?
Мы тоже не осознаём, что происходит, и испытываем фрустрацию. Даже еда здесь — средство провокации и слома шаблона, ведь вряд ли на каком-либо пикнике в XIX веке могли встретиться майские вишни и сентябрьский инжир. К слову о мемах: в «Завтраке на траве» Мане искусствоведы находят прямые отсылки к «Сельскому концерту» Джорджоне и прямое цитирование «Суда Париса» Рафаэля.
«Едоки Картофеля», Винсент Ван Гог (1885)
«Едоки Картофеля», Винсент Ван Гог (1885), источник commons.wikimedia.org
Мрачная серая картина — одна из первых работа Винсента Ван Гога. И, наверное, самое знаменитое полотно, на котором изображён картофель. Художник воспроизводит типичный вечер трудового дня крестьянской семьи. Эти уставшие люди с серыми лицами в серой лачуге едят горячую картошку — самую дешёвую пищу — и запивают её чёрным кофе. Сам Ван Гог в письме к своему брату сообщал, что намеренно выбрал для наивных и открытых лиц героев «цвет хорошего пыльного картофеля».
«Купчиха за чаем», Борис Кустодиев (1918)
«Купчиха за чаем», Борис Кустодиев (1918), источник commons.wikimedia.org
Вряд ли подборка про трапезы в искусстве могла обойтись без купчихи Бориса Кустодиева. Картина была написана в 1918 году, наверное, не стоит лишний раз говорить, в каком диссонансе с окружающей реальностью находилось это купеческое изобилие с самоваром, фруктами, пирогами, красивой дорогой посудой. Советская власть увидела в полотне Кустодиева сатиру над мещанством, поэтому отнеслась к картине лояльно. Сам художник воссоздал мир, которого уже нет, когда вокруг были голод, разруха, репрессии и война. Но даже в этом изобилии можно увидеть тревожный знак — арбуз c красным нутром можно принять за символ грядущих перемен.
«Сенсориум», Уолтон Форд (2003)
«Сенсориум», Уолтон Форд (2003), источник pinimg.com
Если посмотреть на работы американского художника-натуралиста Уолтона Форда, может показаться, будто он просто добавил абсурда в иллюстрации из учебника биологии. На картину «Сенсориум» мастера вдохновил исследователь Африки и лингвист Ричард Бёртон, живший и работавший в XIX веке. Он знал много языков и мечтал освоить обезьяний. Чтобы составить такой словарь, Бёртон поселил в своём доме 40 приматов. Одним из развлечений для него и его «подопечных» были трапезы. Учёный организовал столовую, где обезьяны рассаживались по стульям, у каждой была своя посуда, еда и напитки. Всю лингвистическую работу Бёртона, к слову, уничтожил пожар, к тому моменту в обезьяньем словаре было 60 слов.
«Это как мини-история колониализма, империалистической затеи. Он изучает все языки, которые может. Он обладает настолько большой частью культуры, насколько может», — говорил Форд о Бёртоне во время работы над этим полотном, отмечая также, что «Сенсориум» для него — аллегория чувств: зрения, осязания, вкуса, обоняния и звуков, связанных с вещами.
«Жизнь», Мария Голосная (2022)
На картине художница, участница ARTLIFE FEST 2023, изобразила своих близких, собравшихся за столом. Для членов семьи это не только ритуал единения, но и опыт совместного переживания и размышления.
VI международный интерактивный фестиваль современного искусства ARTLIFE FEST 2023 пройдёт с 11 по 17 ноября в ЦВЗ «Манеж». Посетителей ждут выставка работ разных художников из 16 стран, лекции известных спикеров и художников, а также творческая мастерская, где можно попробовать создать свой шедевр. Вход свободный, по предварительной регистрации.
«Завтрак в траве», Константин Сапронов (2023)
Картина художника ARTLIFE FEST 2023 иллюстрирует радость от трапезы в фантазийной компании. Однако под поверхностью образа в работе скрывается интрига и трепет — сложность человеческого интереса, одновременно волнующая и пугающая. Завтрак героев скромный — яблоки, которые разбросаны по траве.