Свежие, готовые к употреблению осетинские пироги, чиабатту, армянский лаваш мы покупаем регулярно и с удовольствием. Но в одном ли удобстве и вкусе дело? Мы перечитали ваши отзывы о национальных пирогах и хлебе и сопоставили их с историей и традициями. Оказалось, есть весьма неожиданные отсылки и параллели, которые доказывают: наш интерес не случаен.
Армянский лаваш, или Что объединяет нас с кочевниками
Тонкий лаваш придумали кочевые народы. Для них это был вопрос выживания. Такой хлеб можно хранить несколько месяцев, использовать вместо тарелки и приборов, а чтобы снова сделать мягким, просто сбрызнуть водой.
Так было сотни лет назад. Посмотрим, что сегодня пишут о круглом «Лаваше армянском по-деревенски» покупатели:
«Можно навертеть трубочку со сладкой начинкой, можно завернуть в него колбасу или сыр, или и то, и другое сразу. Можно сделать конвертик или завернуть, как обычный блин, треугольником... Идеальный вариант фасовки для пикника».
В 21 веке мы отмечаем всё те же преимущества: удобно, быстро, можно заменить им тарелку, быстро поесть. И, конечно, лаваш удобно взять в путешествие, правда, уже на железном коне.
Осетинские пироги. Начинки много не бывает
В отзывах на «Осетинские пироги» встречаются комментарии: слишком много начинки при удивительно тонком тесте.
«Тесто оказалось слишком тонкое… На мой вкус при таком тонком тесте и начинки надо класть меньше».
Такая рецептура и правда идёт вразрез с привычными для нас пышными пирогами. Однако исторически горные народы и те самые осетины не могли выращивать в достатке пшеницу, а молоко и сыр от животных были в избытке. Тонкое тесто из мелко перемолотой муки было редкостью, атрибутом праздника.
До сих пор считается: чем больше начинки и тоньше тесто, тем выше мастерство хозяйки. И эта традиция для одних из нас непривычна, для других — решающая при покупке пирога. Равнодушных нет.
Чиабатта. Хлеб из Италии со вкусом детства
Этот хлеб приготовили впервые в Италии всего-то сорок лет назад, в 1982 году. А придумал его бывший гонщик, 4-кратный чемпион Италии — в своей пекарне, «на пенсии». Чиабатту сразу полюбили в Европе и Америке, сегодня она популярна и в России.
Но стала ли она для нашей страны открытием? Вот что можно прочесть в отзыве на чиабатту от «ВкусВилл»:
«...в нашей стране я такой хлеб ела еще в детстве. Точно такой же вкус, но выглядел он аккуратным белым кирпичиком со светло-коричневой [корочкой] и без налета муки на поверхности хлеба».
Кто-то действительно вспомнит знаменитый «Ленинский» хлеб — буханки из пшеничной муки с румяной корочкой. Конечно, у чиабатты более крупная пористость, она покрыта хрустящей корочкой целиком, а не только сверху. Но если ощущение от наслаждения свежим, воздушным «мокрым» тестом получено в детстве, эти различия стираются. Сегодня, разрезая свежую чиабатту, разные поколения испытывают одинаково приятные эмоции.
Монастырский хлеб. Почему без дрожжей — это «классика»
Про хлеб, который пекут в Свято-Введенском женском монастыре, мы уже писали, приведём лишь одну цитату:
«Хлеб готовится по уникальным старорусским рецептам. Впрочем, уникально сегодня всё то, что ещё пару столетий назад было самим собой разумеющимся: вода, мука грубого помола, соль и никаких дрожжей, разрыхлителей…»
А вот что пишут в отзывах покупатели монастырского хлеба «Варницкий»:
«Впервые я попробовала этот хлеб в женском монастыре... Но каково же было мое удивление, когда во Вкусвилле я увидела этот хлебушек! С насыщенным вкусом, запахом солода... если вы не пробовали, стоит обязательно! Самое главное, что он на закваске и без дрожжей! Настоящий монастырский хлеб. Едят у меня его дома все, даже самая маленькая, ей годик».
Отсутствие дрожжей как преимущество хлеба отмечают многие. Можно считать это трендом, модой на правильное питание, но во многом это обращение к опыту предков. Традиции постного меню, сыроедения — тема отдельной статьи, но нельзя отрицать их преемственность в жизни современного человека.
Смешение культур, размытие границ не приводит к утрате накопленного опыта. Традиции обогащаются, переосмысливаются и превращаются из хронологий и летописей в повседневность. Можно долго дискутировать о безглютеновом хлебе, выпечке без дрожжей, пользе ржаного и пшеничного хлеба — но мало кто останется равнодушным, услышав запах свежей выпечки, будь то чиабатта, батон нарезной или сочный от начинки и масла осетинский пирог.
Как мы научились ценить и заимствовать лучшее
В статье мы не упомянули итальянскую пиццу, которая на протяжении веков была пищей простолюдинов, а позже стала национальным достоянием и влюбила в себя весь мир. Не рассказали про фокаччу, которая всё популярнее в России как лёгкий и аппетитный снек. Обошли вниманием французский багет. Но и рассмотренных примеров хватает, чтобы понять: современный человек близок к традициям предков, хотя далеко не всегда отдаёт себе в этом отчёт.
Выше мы обращались к отдельным отзывам, но для чистоты эксперимента посмотрим на суммарные оценки на нашем сайте (по 5-балльной шкале):
- «Пирог Осетинский с картофелем и сыром»: 4,8 балла
- «Лаваш армянский по-деревенски»: 4,9 балла
- «Чиабатта»: 4,7 балла
- Хлеб «Варницкий», нарезка: 4,8 балла
Цифры красноречивы: национальные пироги и хлеб заслуженно любимы. Да и кто откажется от свежей аппетитной выпечки?
Мы ценим ваши отклики и комментарии, видим просьбы о пекарнях «ВкусВилл» и утренней выпечке прямо в магазине. Если помещение и оборудование позволяют, мы открываем такие точки — полный список можно посмотреть на нашем сайте.
А какой хлеб или пирог у вас любимый и почему? Подаёте на стол чиабатту с оливковым маслом или рождественские штоллены? Пишите в комментариях, делитесь впечатлениями, а мы обещаем столь же чутко следить за вашими пожеланиями.
Спасибо, что читали нас, и до новых встреч!