Покупайте с выгодой
Авторизуйтесь по номеру телефона, и мы найдём вашу карту лояльности или создадим новую. С картой вы сможете:
  • назначать скидку 20% на любимый продукт
  • получать 6 персональных скидок каждый день
  • пользоваться скидками программы лояльности
  • оформлять возврат онлайн
Беседы с логопедом

Беседы с логопедом

1417
Беседы с логопедом

Как происходит развитие речи ребенка? Как родителям понять, если что-то пошло не так и пора записываться на прием к специалисту? Эти важные вопросы мы обсудили вместе с учителем-логопедом Еленой Смирновой.

– Ребенок осваивает звукопроизношение постепенно. Примерно в 2-3 месяца он начинает пробовать свой голосовой аппарат, гулить, то есть – произносить гласные звуки. К 6 месяцам его губы уже достаточно натренированы, он открывает ротик и складывает губы трубочкой, у него получаются звуки [а], [у], [о], [э], затем и согласные звуки [п], [б], [м]. А мы, взрослые, часто слышим это как слоги – папа, мама, баба. На самом деле это лепетная речь, естественный этап развития. Ваш малыш произносит слоги еще неосознанно, а просто потому, что это самые удобные для него звуки.

В течение первого и второго года жизни малыша, благодаря активной работе, развиваются более тонкие движения губ и языка. У него появляются звуки [и], [ы], согласные звуки [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], которые считаются уже более сложными. Ребенок начинает складывать из звуков слова, из слов предложения.

Когда мама, папа, родственники наклоняются к ребенку или присаживаются на его уровень, важно проговаривать все слова медленно, внятно и четко. Малыш смотрит на движения артикуляционных органов, губ, языка, конечно, неосознанно, на подсознательном уровне. А мозг в это время простраивает программу – прозвучал этот звук, губы были вот в таком положении, ага, я тоже так попробую и у меня обязательно получится.

Ближе к 3-м годам в речи появляются свистящие звуки – [с], [с'], [з], [з'], [ц]. Для произнесения свистящих звуков мы формируем губы в улыбку, зубы ставим заборчиком, язык находится под нижними зубами. Воздушная струя течет по середине языка, по желобку. Образуется звук [с] или мягкий [с’], прибавляя голос, преобразовываем его в [з], [ц] или мягкий [з'], образуются они похоже. В норме эти звуки не составляют трудностей для малышей этого возраста. Если же это не так, стоит подумать о визите к логопеду.

Если в 3 года нет свистящих звуков, вернее они есть, но произносятся неправильно: звук [с] может произноситься губами, ребенок дует в зубы и смешивает звук [с] со звуком [ф]. Тогда вместо «санки» мы слышим «фанки». Или свистящие звуки произносятся «межзубно», то есть язык вылезает изо рта между зубами. Такие варианты произнесения звуков могут указывать на нарушения мышечного тонуса языка, несформированность воздушной струи. Или же на небольшой сбой в фонематической системе (речевом слухе) – ребенок не смог соотнести услышанное, увиденное и собственные возможности.

В возрасте 3-4 лет малышу еще не подвластны шипящие и рычащие звуки, поэтому он заменяет их более простыми. Например, звук [ш], заменяется на [с’], [с] или [т']. Такие звуки сопровождаются еще сложными для речевого аппарата ребенка действиями – нужно сложить рот окошком, поднять язычок к верхним зубам. Для большей наглядности: вместо «шуба» мы можем слышать такие варианты, как «тюба», чуть позже это станет «сюба», а затем «суба». В логопедии такие замены называются «возрастное косноязычие». Это физиологическое развитие звукопроизношения. Если оно происходит именно так, если звуки заменяются друг другом в таком порядке, это принято считать нормой. Детки осваивают шипящие звуки, как правило, в 4-4,5 года.

Сигналом о том, что нужна помощь логопеда, могут быть следующие признаки. Вы наблюдаете, что при попытке произнести звук язычок вылезает изо рта (межзубное произнесение), либо воздух направляется в щеки. Или воздух идет не по середине языка, а по краям, вылетает сбоку. Звук производится с помощью нижней губы, ребенок дует в зубы, не поднимая языка, и тогда это похоже не на [ш], а на [ф].

Звуки [ч], [щ] еще сложнее, они образуются с помощью сложного переключения языка. Ребенок также будет осваивать их постепенно и к 5-6 годам они появятся в его речи.

Звук [р] мы ждем к 5-5,5 годам. Он также может заменяться. Вместо «рыба» ребенок говорит – «йиба», позже «либа», а затем «лыба» и только потом, когда его язык научится подниматься за верхние зубы и будет готов к направленному выдоху, мы услышим «ррррыба». Такие физиологические замены тоже являются нормой.

Бывает так, что ребенок произносит звук [р] горлом, оно начинает вибрировать. Это можно заметить даже в 3-4 года. Так случается, если ребенок понял, что язык должен вибрировать, но не разобрался где или просто пока не смог. Такой дефект, как вы знаете, называют картавостью. Часто дети перенимают этот дефект от родителей. Если кто-то в семье картавит, малыш может воспринять его способ произнесения звука как пример. Ребенок еще не может поднять кончик языка кверху, сильно старается, хочет зарычать и таким образом выводит звук горлом. В таком случае лучше обратиться к логопеду, не дожидаясь 5-6 лет, предшкольного возраста. Специалист поможет развить фонематическую систему, речевой выдох, укрепит язычок и «поставит» звук на место. Неправильное произношение звука [р] в 6 лет и позже будет уже сложно исправить.

Еще одна фонетическая проблема, с которой можно столкнуться – звук [л] заменяется на звук [ув], часто детки произносят его губами. Не стоит путать это с физиологической заменой. Звук [л] может заменяться на [й], то есть ребенок говорит – «йампа». Затем мягко – «лямпа», и потом справляется и выговаривает «лампа». Вот это пример физиологической замены. Но если он говорит «увампа», это уже дефект фонематической системы, ушки не поняли, как произносить звук, язык не справился, ему нужно помогать. Обращаться к логопеду в таком случае можно с 4-4,5 лет, но исправление этого звука потребует от малыша немало усидчивости.

























В период созревания речевого аппарата смешение звуков, замена звуков друг другом, неустойчивость использования звуков, тех, которые физиологично друг друга заменяют, считаются нормальными явлениями. Например, ребенок, освоив шипящие, может временно менять их на свистящие и здесь требуется некоторое усилие от родителей в проговаривании скороговорок. Так можно помочь малышу дифференцировать звуки, различить между собой и приучить язык их различать. Звук [ш] часто меняется на [с], а [ж] на [з] и наоборот. Например, «коска» вместо «кошка» и «зук» вместо «жук», «шуска», а не «сушка». Это естественный период становления звуков, когда они еще не обладают устойчивостью.

Звук [р] может заменяться на [л], [л] на [р]. [й] на [л], [л] на [й], [т’] на [ч]. Здесь специальная помощь, скорее всего, не требуется, но консультация не помешает. Специалист поможет подобрать речевой материал, который не будет перегружен и который будет действительно необходим. Повторять скороговорки и закреплять звуки родители могут самостоятельно дома. А лучше всего в процессе какой-то взаимной игры, что больше всего нравится детям.

И немного советов родителям. Для гармоничного развития ребенка не нужно стесняться разговаривать с ним с самого рождения, нужно делать это как можно чаще. С хорошим настроением, с улыбкой, обязательно медленно и внятно. Хорошо говорить в стихотворной форме, можно даже Пушкина читать.

Хорошее влияние на развитие звукового внимания и дальнейшего звукопроизношения оказывают стихи. Первые детские стишки – это заклички, потешки, детские песенки, которые в более взрослом возрасте, начиная от 1,5-2 лет, можно проводить с пальчиковыми играми. И это прекрасное время, чтобы вспомнить любимые стихи из детства и достать с полок К. Чуковского, А. Барто и С. Маршака.

Пока ребенок большую часть времени проводит лежа, можно поглаживать его руки, пощипывать пальчики, играть мячиками с разной поверхностью – гладкими, шершавыми, колючими. Давать малышу подержать что-то теплое, что-то прохладное, это тоже помогает развивать пальцы. А по словам нашего великого педагога Сухомлинского: «Речь человека живет на кончиках его пальцев».

Вместе с развитием тонких движений пальцев, чувствительности пальцев и ладошек, развиваются мозговые центры, которые отвечают за речь. Именно стишки, потешки, пальчиковые игры хорошо помогут в развитии всей речевой системы, подготовят ребенка к дальнейшему звукопроизношению. Полезно также жевание твердой пищи, что становится возможным постепенно по мере ввода прикорма. А вот чего не стоит точно делать, так это сюсюкаться с детьми.

Каждый ребенок уникален и развивается по-своему. Несмотря на существующие нормы, не стоит требовать от него того, к чему он может быть еще просто не готов. Но если вас действительно смущают какие-то моменты в его речи, лучше не заниматься «самолечением» и сходить на консультацию к специалисту.