Лиана Хен живет в Новосибирске, третий год работает бортпроводницей S7 Airlines и отвечает за безопасность пассажиров. Но в самолёте ждут не только слов командира «Мы набрали высоту 10 тысяч метров» и мягкой посадки, но и когда наконец принесут обед.
Действительно ли на высоте меняются вкусовые рецепторы, как готовят еду для пассажиров и что необычного можно попробовать в других городах — рассказала героиня нашего материала в совместном проекте с журналом Gate 7.
Касалетки, ШЭДы и правило 20 минут
Продукты для пассажиров и экипажа привозят заранее, но не позднее чем за 45 минут до вылета. Приготовлением и доставкой занимается отдельная организация — Цех бортового питания. Цех сотрудничает с разными компаниями, среди которых с недавних пор есть и поставщик ВкусВилл.
Сколько будет пассажиров и сколько членов экипажа, известно заранее, на борт привозят заявленное количество порций. Если окажется, что чего-то не досчитали, то, конечно же, довозят. Голодным в самолёте никто не останется.
Питание для пассажиров экономкласса разогревается на кухне в хвостовой части. Там 3–4 электродуховых шкафа (ШЭДа), которые вмещают в себя определённое количество касалеток. Примерно 15–20 минут хватает, чтобы разогреть еду до оптимальной температуры.
Касалетка — металлическая посуда для хранения бортового питания. В таком виде питание может храниться 12 часов. Есть касалетки в специальных решётках, их сразу же ставят в печь. А нам остаётся только включить.
Питание на обратный рейс экспедитор привозит в специальных контейнерах. Это замороженные касалетки, и в контейнерах, где они находятся, есть сухой лёд, чтобы они дольше оставались пригодными для реализации. Еда в замороженной касалетке и сухом льду может храниться до 24 часов.
Мы не разогреваем еду во время взлёта и посадки. Это железобетонное правило безопасности: не пользоваться электродуховыми шкафами и бойлерами для нагрева воды первые и последние 20 минут полёта. Как только мы занимаем эшелон (набираем высоту) — с этого момента можно начинать пользоваться всеми техническими средствами для обслуживания пассажиров.
Что не так с томатным соком
Процентов 50–70 % пассажиров пьют на борту томатный сок и выбирают курицу — это золотое правило. В последнее время становится популярным заказ специального питания: безглютеновое, рыбное и мясное — самые ходовые продукты, которые предпочитают наши пассажиры.
Я общалась с пассажирами: они говорят, что вкус томатного сока в полёте другой. А ещё читала, что из-за перепадов давления и сухого воздуха в самолёте соль и сахар действительно теряют вкус до 20–30 %, поэтому сок кажется не таким солёным, как на земле. Чтобы томатный сок резко не закончился, его загружают больше, чем других.
Я это приравниваю к интуитивному питанию: если чего-то хочется, то, скорее всего, этого требует организм. Томатный сок и чай с лимоном во время полёта помогают организму сохранить водно-солевой баланс. Я сама часто пью воду с лимоном на борту.
Недавно появилась возможность заказать специальное питание и для экипажа. Это, например, вегетарианское, безглютеновое, рыбное. А пассажиры могут заказать себе свой эксклюзивный ланч во время покупки билета или не позднее чем за 18 часов до вылета.
О том, где и как готовят еду от ВкусВилл для рейсов S7 — читайте в репортаже GATE 7.
Фарфоровая посуда и сервис: преимущества бизнес-класса
Разница именно в обслуживании. Если в экономклассе питание подаётся в ланчбоксе и касалетке, то в бизнес-классе — в фарфоровой посуде. Порция побольше, ещё есть салаты и десерты на выбор, и в целом более разнообразный рацион.
Пассажирам экономкласса на регистрации доступен апгрейд, то есть можно пересесть в бизнес. Тогда возможность пользоваться всеми благами бизнес-класса предоставляется в полном объёме.
Нарисуй самолёт для командира: бортпроводник в роли няни и режиссёра
Я очень сильный эмпат. А когда работаешь с людьми, хочется создать доброжелательную обстановку. Потому что понимаешь: какой задашь темп этому рейсу, так он в целом и пройдёт. Много раз замечала, что от внутреннего состояния и настроения экипажа зависит полёт. Когда на борту классная атмосфера, пассажиры чувствуют, что можно на нас положиться, и расслабляются в самолёте.
Кто-то летит уставшим и не хочет, чтобы его тревожили, кто-то летит в первый раз, много мамочек с детьми, которым тоже нужна помощь и поддержка. И ты сам ставишь себя на место пассажира. Если бы я летела одна с ребёнком, мне было бы приятно понимать, что обо мне хотят позаботиться и сделать мой полёт комфортным.
Иногда придумываешь способы, как отвлечь внимание детишек на борту. Например, пока пассажирка ждала коляску при выходе из салона, её дочка сильно плакала, а я просто достала стаканчик и начала им крутить, и сразу же внимание девочки переключилось на меня: мама расслабилась немножко, и малышка плакать перестала. А это обычный стаканчик. Простая психология, но она работает.
Бывает, что детки бунтуют, могут стучать ногами по соседнему креслу. Приносишь листочек и ручку: «Вот командир попросил тебя нарисовать самолёт». И сразу же ребёнок увлечённо рисует, потому что — вау — сам командир попросил!
Эстафета: мы прилетаем, а отдохнувший экипаж приходит на борт
В нашей авиакомпании большинство полётов — по России, но у экипажа стабильно бывает 1–2 заграничных рейса в месяц. Рейсы в страны ближнего зарубежья — разворотные, то есть когда мы летим в пункт назначения и обратно. А есть заграничные рейсы с отдыхом. Это когда лететь далеко, и отдых положен по законодательству. Например, такой рейс из Новосибирска в Дубай, Стамбул и Анталию.
Рейсы с отдыхом называются эстафетными. Мы прилетаем, а тот экипаж, который отдыхал, приходит на борт и принимает у нас самолёт и питание, предназначенное для обратного рейса. Они отправляются назад, а мы остаёмся отдыхать на 1–3 суток. Как раз для эстафет и нужна сильно замороженная еда: мы её оставляем сменному экипажу, чтобы они накормили своих пассажиров.
Основная страсть в жизни — взять и куда-нибудь улететь
В своё время подруга помогла мне стать бортпроводником, показала, что это не так сложно и не страшно. Я пошла за ней, потому что всегда обожала путешествовать, а она сильно меня поддержала. Она тоже работает в нашей авиакомпании.
Я коллекционирую брелки из всех городов, где бываю. А ещё люблю покупать одну вещь в какой-нибудь стране как напоминание о путешествии. Недавно привезла стакан для кофе из Дубая и футболку из Турции, и мне это греет душу.
Я облетела и проехала на машине практически всю Россию, от Иркутска до Сочи точно. Но запомнились мне больше всего Калининград и Владивосток, душевные города. Владивосток достаточно неторопливый и, конечно, там вкусные морепродукты, а в Калининграде я ела крендельки. И ещё там много марципана и янтаря. Брелок с янтарём теперь у меня, разумеется, есть.
В Турции я попробовала жареные каштаны
Это было в Стамбуле, на вкус каштан напоминает сладкую картошку. Вроде не орех, но его нужно почистить, кожура всегда горелая. Я ем любую еду, единственное, в своей диете ограничиваю глютен и сахар.
А на борту я для себя открыла пасту паккери. До этого я от неё отмахивалась, а на одном из рейсов решила попробовать. Выяснилось, очень вкусно, кажется, в ней было что-то похожее на турецкие кебабы.
А что вы любите есть в самолёте и что доводилось пробовать в других странах?
*Для съёмок мы использовали реквизит