Что едим, пока летим: стюардесса раскрывает секреты о вкусах пассажиров

Лиана Хен живет в Новосибирске, третий год работает бортпроводницей S7 Airlines и отвечает за безопасность пассажиров. Но в самолёте ждут не только слов командира «Мы набрали высоту 10 тысяч метров» и мягкой посадки, но и когда наконец принесут обед.

Действительно ли на высоте меняются вкусовые рецепторы, как готовят еду для пассажиров и что необычного можно попробовать в других городах — рассказала героиня нашего материала в совместном проекте с журналом Gate 7.

Настя Петренко
поговорила с бортпроводницей и уже собралась в Стамбул

Касалетки, ШЭДы и правило 20 минут

Продукты для пассажиров и экипажа привозят заранее, но не позднее чем за 45 минут до вылета. Приготовлением и доставкой занимается отдельная организация — Цех бортового питания. Цех сотрудничает с разными компаниями, среди которых с недавних пор есть и поставщик ВкусВилл.

Сколько будет пассажиров и сколько членов экипажа, известно заранее, на борт привозят заявленное количество порций. Если окажется, что чего-то не досчитали, то, конечно же, довозят. Голодным в самолёте никто не останется.

Еще больше статей и рецептов в нашем Телеграм-канале
Подписаться

Питание для пассажиров экономкласса разогревается на кухне в хвостовой части. Там 3–4 электродуховых шкафа (ШЭДа), которые вмещают в себя определённое количество касалеток. Примерно 15–20 минут хватает, чтобы разогреть еду до оптимальной температуры.

Касалетка — металлическая посуда для хранения бортового питания. В таком виде питание может храниться 12 часов. Есть касалетки в специальных решётках, их сразу же ставят в печь. А нам остаётся только включить.

Питание на обратный рейс экспедитор привозит в специальных контейнерах. Это замороженные касалетки, и в контейнерах, где они находятся, есть сухой лёд, чтобы они дольше оставались пригодными для реализации. Еда в замороженной касалетке и сухом льду может храниться до 24 часов.

Мы не разогреваем еду во время взлёта и посадки. Это железобетонное правило безопасности: не пользоваться электродуховыми шкафами и бойлерами для нагрева воды первые и последние 20 минут полёта. Как только мы занимаем эшелон (набираем высоту) — с этого момента можно начинать пользоваться всеми техническими средствами для обслуживания пассажиров.

Что не так с томатным соком

Процентов 50–70 % пассажиров пьют на борту томатный сок и выбирают курицу — это золотое правило. В последнее время становится популярным заказ специального питания: безглютеновое, рыбное и мясное — самые ходовые продукты, которые предпочитают наши пассажиры.

Я общалась с пассажирами: они говорят, что вкус томатного сока в полёте другой. А ещё читала, что из-за перепадов давления и сухого воздуха в самолёте соль и сахар действительно теряют вкус до 20–30 %, поэтому сок кажется не таким солёным, как на земле. Чтобы томатный сок резко не закончился, его загружают больше, чем других.

Я это приравниваю к интуитивному питанию: если чего-то хочется, то, скорее всего, этого требует организм. Томатный сок и чай с лимоном во время полёта помогают организму сохранить водно-солевой баланс. Я сама часто пью воду с лимоном на борту.

Недавно появилась возможность заказать специальное питание и для экипажа. Это, например, вегетарианское, безглютеновое, рыбное. А пассажиры могут заказать себе свой эксклюзивный ланч во время покупки билета или не позднее чем за 18 часов до вылета.

О том, где и как готовят еду от ВкусВилл для рейсов S7 — читайте в репортаже GATE 7.

Фарфоровая посуда и сервис: преимущества бизнес-класса

Разница именно в обслуживании. Если в экономклассе питание подаётся в ланчбоксе и касалетке, то в бизнес-классе — в фарфоровой посуде. Порция побольше, ещё есть салаты и десерты на выбор, и в целом более разнообразный рацион.

Пассажирам экономкласса на регистрации доступен апгрейд, то есть можно пересесть в бизнес. Тогда возможность пользоваться всеми благами бизнес-класса предоставляется в полном объёме.

Нарисуй самолёт для командира: бортпроводник в роли няни и режиссёра

Я очень сильный эмпат. А когда работаешь с людьми, хочется создать доброжелательную обстановку. Потому что понимаешь: какой задашь темп этому рейсу, так он в целом и пройдёт. Много раз замечала, что от внутреннего состояния и настроения экипажа зависит полёт. Когда на борту классная атмосфера, пассажиры чувствуют, что можно на нас положиться, и расслабляются в самолёте.

Кто-то летит уставшим и не хочет, чтобы его тревожили, кто-то летит в первый раз, много мамочек с детьми, которым тоже нужна помощь и поддержка. И ты сам ставишь себя на место пассажира. Если бы я летела одна с ребёнком, мне было бы приятно понимать, что обо мне хотят позаботиться и сделать мой полёт комфортным.

Иногда придумываешь способы, как отвлечь внимание детишек на борту. Например, пока пассажирка ждала коляску при выходе из салона, её дочка сильно плакала, а я просто достала стаканчик и начала им крутить, и сразу же внимание девочки переключилось на меня: мама расслабилась немножко, и малышка плакать перестала. А это обычный стаканчик. Простая психология, но она работает.

Бывает, что детки бунтуют, могут стучать ногами по соседнему креслу. Приносишь листочек и ручку: «Вот командир попросил тебя нарисовать самолёт». И сразу же ребёнок увлечённо рисует, потому что — вау — сам командир попросил!

Эстафета: мы прилетаем, а отдохнувший экипаж приходит на борт

В нашей авиакомпании большинство полётов — по России, но у экипажа стабильно бывает 1–2 заграничных рейса в месяц. Рейсы в страны ближнего зарубежья — разворотные, то есть когда мы летим в пункт назначения и обратно. А есть заграничные рейсы с отдыхом. Это когда лететь далеко, и отдых положен по законодательству. Например, такой рейс из Новосибирска в Дубай, Стамбул и Анталию.

Рейсы с отдыхом называются эстафетными. Мы прилетаем, а тот экипаж, который отдыхал, приходит на борт и принимает у нас самолёт и питание, предназначенное для обратного рейса. Они отправляются назад, а мы остаёмся отдыхать на 1–3 суток. Как раз для эстафет и нужна сильно замороженная еда: мы её оставляем сменному экипажу, чтобы они накормили своих пассажиров.

Основная страсть в жизни — взять и куда-нибудь улететь

Кстати, у бортпроводников всегда должны быть часы на руке

В своё время подруга помогла мне стать бортпроводником, показала, что это не так сложно и не страшно. Я пошла за ней, потому что всегда обожала путешествовать, а она сильно меня поддержала. Она тоже работает в нашей авиакомпании.

Я коллекционирую брелки из всех городов, где бываю. А ещё люблю покупать одну вещь в какой-нибудь стране как напоминание о путешествии. Недавно привезла стакан для кофе из Дубая и футболку из Турции, и мне это греет душу.

Я облетела и проехала на машине практически всю Россию, от Иркутска до Сочи точно. Но запомнились мне больше всего Калининград и Владивосток, душевные города. Владивосток достаточно неторопливый и, конечно, там вкусные морепродукты, а в Калининграде я ела крендельки. И ещё там много марципана и янтаря. Брелок с янтарём теперь у меня, разумеется, есть.

В Турции я попробовала жареные каштаны

Это было в Стамбуле, на вкус каштан напоминает сладкую картошку. Вроде не орех, но его нужно почистить, кожура всегда горелая. Я ем любую еду, единственное, в своей диете ограничиваю глютен и сахар.

Лиана Хен, бортпроводница экипажа S7

А на борту я для себя открыла пасту паккери. До этого я от неё отмахивалась, а на одном из рейсов решила попробовать. Выяснилось, очень вкусно, кажется, в ней было что-то похожее на турецкие кебабы.

А что вы любите есть в самолёте и что доводилось пробовать в других странах?

*Для съёмок мы использовали реквизит

Скидка 20% на 6 товаров из ВкусВилла
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров
Сейчас обсуждают
Тест: какой вы котик-экзотик
Тест: какой вы котик-экзотик
5
22.29k
101
Под конец зимы: пробуем новинки и устраиваем конкурс блинных тарелок
Под конец зимы: пробуем новинки и устраиваем конкурс блинных тарелок
8
700
68
Мы всё это время неправильно праздновали Масленицу
Мы всё это время неправильно праздновали Масленицу
67
38.56k
Когда за установкой «мужчины не плачут» скрывается депрессия
Когда за установкой «мужчины не плачут» скрывается депрессия
59
3.29k
50
Присоединяйтесь к читаюЩИм и обЩИтельным
Вступить в канал
2 недели без интернета: как наши редакторы тренд на цифровой детокс проверяли
25
4.26k
27