Читайте со вкусом
Авторизуйтесь по номеру телефона, чтобы не потерять любимые материалы Медиа и получить карту лояльности ВкусВилла, если у вас её нет. А ещё вы сможете:
  • Комментировать материалы и делиться своим мнением
  • Добавлять материалы в Избранное и легко находить сохранённые статьи, рецепты и подкасты
  • Предлагать идеи для статей и публиковать свои рецепты
Почему дорожные реагенты опасны для здоровья и природы

Почему дорожные реагенты опасны для здоровья и природы

5172
Почему дорожные реагенты опасны для здоровья и природы

Разобрались, какие виды реагентов бывают, как они влияют на окружающую среду, как защитить питомцев на прогулке и куда можно пожаловаться на уборку улиц в городе.

Чем чаще всего посыпают дороги в России

С вопросами о реагентах обратились к химику, научному журналисту, автору книги «Яды: вокруг и внутри нас» Сакине Зейналовой. Эксперт рассказала, что противогололёдные материалы бывают разного типа:

  • химические — используются для плавления льда и не дают льду образовываться;
  • фрикционные — обеспечивают антискользящий эффект механическим путём;
  • комбинированные — с химическим и механическим способом действия.

«Наибольшее опасение вызывают именно химические реагенты: в качестве них используют хлориды натрия (поваренная соль), магния, кальция, калия и формиаты/ацетаты этих же элементов», — подчёркивает Сакина.

К мнению эксперта стоит добавить, что химические реагенты, в свою очередь, бывают твёрдые и жидкие. Твёрдые, как правило, применяются при температуре воздуха до –12 ºC, а вот жидкие рекомендуется использовать до –5 ºC, потому что иначе они замёрзнут и создадут на дорогах дополнительный слой льда.

В основе львиной доли противогололёдных реагентов, которые применяют в России, — хлорид натрия (NaCl) и хлорид кальция (CaCl2). Но, конечно, не стоит думать, что это очищенные от любых примесей вещества. Так, хлорид натрия (NaCl) в этом случае действительно будет обычной солью, но невысокой очистки, то есть в пищу её из мешка с реагентами добавлять не стоит. Хлорид кальция в чистом виде (то есть, конечно, не та смесь, которой в итоге посыпают дороги) — это кальциевая соль соляной кислоты, известная ещё как пищевая добавка Е509. Она, к слову, разрешена во ВкусВилле и применяется в пищевой промышленности, например при консервировании овощей и ферментации молочных продуктов.

Да, в пищу мы употребляем поваренную соль, и это тоже хлорид натрия. Если хотите больше узнать о том, чем она полезна и опасна, читайте специальный материал.

telegram
Еще больше статей и рецептов в нашем Телеграм-каналеТелеграм-канале

Итак, любые из вышеназванных солей на дорогах и тротуарах, по сути, не дают воде замёрзнуть:

  • их 10%-ные растворы замерзают при температуре –6 ºC,
  • а 20%-ные — при –16 ºC.

Россия, кстати, не единственная страна, которая применяет химические реагенты для борьбы со льдом на дорогах. В США и Канаде тротуары посыпают хлоридом магния.

Чем опасны реагенты для людей и окружающей среды

Недовольство некоторых горожан реагентами объяснимо: обувь и кузов автомобиля портятся, страдают и домашние животные на прогулке. Стоит ли бить тревогу или побочные эффекты от зимней обработки улиц можно как-то снизить, узнали у специалистов.

«Химические реагенты весьма эффективны для предотвращения обледенения, но также из-за активного иона хлора в составе они вызывают коррозию металлических покрытий, засоление почвы, ускоренное старение резины, обувной кожи и замши. Сегодня применяются и более усовершенствованные формулы: к традиционным солевым компонентам добавляют модификаторы, которые делают противогололёдный материал менее агрессивным для окружающей среды».

Снизить негативное влияние химических реагентов на экологию можно, но для этого важно соблюдать правила содержания дорог в зимнее время. В частности, вовремя убирать и вывозить подтаявший снег на специальные полигоны, где сугробы превращаются в воду. Например, как это стараются делать в последние годы в Москве. С 2002 года в столице после плавления снега на ССП (снегосплавные пункты) происходит обязательная очистка воды перед сливом в коллекторы. Водосточная сеть «Мосводостока» изолирована от городской канализации.

Изначально лёд и плотный снег размалывают дробилки. Пока снег плавится, примеси опускаются на дно снегоприёмных камер, а песок и щебень задерживаются в камерах-песколовках. После ССП воду повторно очищают на очистных сооружениях.

Сакина Зейналова
Химик, научный журналист, автор книги «Яды: вокруг и внутри»

«Очистка воды перед сливом — нужный инструмент. Она позволяет собрать абразивные частицы, чтобы они не поступали вместе с водой в русло Москвы-реки и Яузы. К тому же на ССП в результате работы очистных сооружений происходит гашение солей и реагентов, их собирают, чтобы они тоже не попадали в сточные воды».

«Результат этой практики заметен даже визуально — начиная с 2010 года практически на всем протяжении Москвы-реки произрастает кубышка жёлтая, в отдельных заводях растет кувшинка белая, стало богаче разнообразие рыб», — делится позитивными новостями Дмитрий Фёдоров.

Как обезопасить домашних животных на прогулке

Вопрос безопасности реагентов актуален и для хозяев домашних животных, ведь питомцы даже в специальных сапожках могут получить травму от химикатов.

Дмитрий Фёдоров
Директор по региональному развитию Движения ЭКА, директор АНО «Зелёная цивилизация»

Дмитрий Фёдоров, директор по региональному развитию Движения ЭКА, директор АНО «Зелёная цивилизация»:

«Для домашних животных более безопасны абразивные реагенты без химии, но их используют далеко не везде. Также химических ожогов не оставляют новые комбинированные реагенты с добавлением формиатов и ацетатов. Тем не менее питомцам обязательно нужно мыть лапы после прогулки, чтобы соль не оставалась на коже и они не слизывали её, а также желательно защищать лапы специальными ботиночками».

Соли, входящие в состав антигололёдных реагентов, раздражают кожный покров и приводят к болезненным ощущениям при ходьбе. Врачи также советуют промывать лапы специальным шампунем для собак или хотя бы просто мылом. Также можно использовать защитные аэрозоли и воск. Такие средства создают плотную водоотталкивающую плёнку, защищая не только от реагентов, но и от других веществ — бензина, антифриза, мазута.

Больше советов о том, как сделать зимние прогулки питомцев комфортнее, найдёте в нашем специальном материале.

Но, если животное можно упаковать в сто одёжек, для решения вопроса загрязнения почв и водоёмов, прилегающих к автомобильным дорогам и автотрассам, нужно что-то посерьёзнее.

Какие альтернативы существуют и на что могут повлиять горожане

Чем можно заменить реагенты на основе солей? Отправимся в страны, где практикуют другие методы борьбы со льдом.

  • В Австрии, Финляндии или Швеции наряду с химикатами дороги посыпаются песком или каменной крошкой. В таком случае никаких химических реакций не происходит, но и длительного эффекта от покрытия нет. Песок и крошка сдуваются с дорог ветром, разносятся колёсами машин и ногами пешеходов, а также царапают обувь. К тому же такая смесь может очень легко забить водостоки.
  • Ещё один рецепт из Швеции: мелкий песок смешать с горячей (90–95 ºC) водой в пропорции 7/3 и затем разбрызгивать эту смесь на снег и лёд. В результате песчинки сделают поверхность шероховатой и не будут сдуваться ветром. Сцепление автомобильных колёс и обуви пешеходов с поверхностью увеличивается.
  • Есть и крайне экстравагантная альтернатива — в холодной Норвегии строят автомобильные трассы с подогревом.

Но, как говорится, хорошо там, где нас нет, к тому же любой из методов имеет свои недостатки и ограничения. Поэтому далее обсудим, что выбрать для уборки территории возле частного/загородного дома.

Как бороться со льдом во дворе частного дома

Если вы хотите на своём придомовом участке найти экологичную замену, можно использовать фрикционные средства для обработки: тот же песок или мраморную крошку. Но есть и народные средства — например, свекольный сок.

Сакина Зейналова, химик, научный журналист, автор книги «Яды: вокруг и внутри»:

«Можно использовать противогололёдные материалы фрикционного действия там, где это возможно, так как они представляют собой неактивные частицы неорганических соединений. Наиболее популярными в европейских странах являются мраморная и гранитная крошка. Другой стратегией может быть использование не солей, а органических антиобледенителей. Например, мочевины или сока сахарной свёклы».

  • Сок можно добавлять в традиционную дорожную соль, чтобы повысить её эффективность и в конечном счёте уменьшить количество вредных веществ.
  • На лёд также можно выливать ацетат кальция-магния (CMA) — это также эффективный и безвредный для окружающей среды заменитель соли. Но есть проблема — он достаточно дорогой.
  • Удивительно, но избавиться от наледи на дороге можно с помощью солёного рассола, используемого для приготовления сыра и маринадов. Рассол фактически впитывается в бетон или асфальт, обеспечивая более глубокое проникновение природного антифриза.

Температура замерзания такого рассола ниже, чем у обычной соли, что делает его более эффективным, чем дорожная соль. Асфальт он не портит, но тут нужно быть готовым к другим последствиям: сырный запах может как не понравиться окружающим, так и привлекать грызунов.

Куда обратиться с жалобой на уборку улиц и реагенты

Если вы недовольны обработкой улиц в вашем городе, вам стоит обратиться:

  1. В местный отдел ГИБДД или прокуратуру. Советуем вести съёмку и фотографировать машины с номерами и другими подробностями, чтобы при необходимости иметь надёжные доказательства. Заявки можно подать онлайн: в блоке «Онлайн-сервисы ГИБДД» выберите «Приём обращений».
  2. Жители столицы могут обратиться на портал правительства Москвы «Наш город» (gorod.mos.ru) и отправить жалобу на противогололёдные реагенты. В трёх разделах «Дворовые территории», «Дороги» и «Многоквартирные дома» принимаются письма с фотографиями.
  3. Опять же, москвичи могут написать в электронную приёмную мэра Москвы или в ОАТИ — Объединение административно-технических инспекций города Москвы.
  4. Систематически неубранные дороги — повод обратиться на одну из горячих линий Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
  5. Вы также можете обратиться в управу или префектуру своего района.

А чем обрабатывают улицы в вашем городе, районе, посёлке? Приходилось ли вам жаловаться на уборку дорог и тротуаров в зимнее время? Куда обращались и добились ли улучшений? Расскажите в комментариях.

Роман Спавленко
Автор статьи
Скидка 20% на 6 товаров
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров