Разобрались, какие виды реагентов бывают, как они влияют на окружающую среду, как защитить питомцев на прогулке и куда можно пожаловаться на уборку улиц в городе.
Чем чаще всего посыпают дороги в России
С вопросами о реагентах обратились к химику, научному журналисту, автору книги «Яды: вокруг и внутри нас» Сакине Зейналовой. Эксперт рассказала, что противогололёдные материалы бывают разного типа:
- химические — используются для плавления льда и не дают льду образовываться;
- фрикционные — обеспечивают антискользящий эффект механическим путём;
- комбинированные — с химическим и механическим способом действия.
«Наибольшее опасение вызывают именно химические реагенты: в качестве них используют хлориды натрия (поваренная соль), магния, кальция, калия и формиаты/ацетаты этих же элементов», — подчёркивает Сакина.
К мнению эксперта стоит добавить, что химические реагенты, в свою очередь, бывают твёрдые и жидкие. Твёрдые, как правило, применяются при температуре воздуха до –12 ºC, а вот жидкие рекомендуется использовать до –5 ºC, потому что иначе они замёрзнут и создадут на дорогах дополнительный слой льда.
В основе львиной доли противогололёдных реагентов, которые применяют в России, — хлорид натрия (NaCl) и хлорид кальция (CaCl2). Но, конечно, не стоит думать, что это очищенные от любых примесей вещества. Так, хлорид натрия (NaCl) в этом случае действительно будет обычной солью, но невысокой очистки, то есть в пищу её из мешка с реагентами добавлять не стоит. Хлорид кальция в чистом виде (то есть, конечно, не та смесь, которой в итоге посыпают дороги) — это кальциевая соль соляной кислоты, известная ещё как пищевая добавка Е509. Она, к слову, разрешена во ВкусВилле и применяется в пищевой промышленности, например при консервировании овощей и ферментации молочных продуктов.
Да, в пищу мы употребляем поваренную соль, и это тоже хлорид натрия. Если хотите больше узнать о том, чем она полезна и опасна, читайте специальный материал.
Итак, любые из вышеназванных солей на дорогах и тротуарах, по сути, не дают воде замёрзнуть:
- их 10%-ные растворы замерзают при температуре –6 ºC,
- а 20%-ные — при –16 ºC.
Россия, кстати, не единственная страна, которая применяет химические реагенты для борьбы со льдом на дорогах. В США и Канаде тротуары посыпают хлоридом магния.
Чем опасны реагенты для людей и окружающей среды
Недовольство некоторых горожан реагентами объяснимо: обувь и кузов автомобиля портятся, страдают и домашние животные на прогулке. Стоит ли бить тревогу или побочные эффекты от зимней обработки улиц можно как-то снизить, узнали у специалистов.
«Химические реагенты весьма эффективны для предотвращения обледенения, но также из-за активного иона хлора в составе они вызывают коррозию металлических покрытий, засоление почвы, ускоренное старение резины, обувной кожи и замши. Сегодня применяются и более усовершенствованные формулы: к традиционным солевым компонентам добавляют модификаторы, которые делают противогололёдный материал менее агрессивным для окружающей среды».
Снизить негативное влияние химических реагентов на экологию можно, но для этого важно соблюдать правила содержания дорог в зимнее время. В частности, вовремя убирать и вывозить подтаявший снег на специальные полигоны, где сугробы превращаются в воду. Например, как это стараются делать в последние годы в Москве. С 2002 года в столице после плавления снега на ССП (снегосплавные пункты) происходит обязательная очистка воды перед сливом в коллекторы. Водосточная сеть «Мосводостока» изолирована от городской канализации.
Изначально лёд и плотный снег размалывают дробилки. Пока снег плавится, примеси опускаются на дно снегоприёмных камер, а песок и щебень задерживаются в камерах-песколовках. После ССП воду повторно очищают на очистных сооружениях.
«Очистка воды перед сливом — нужный инструмент. Она позволяет собрать абразивные частицы, чтобы они не поступали вместе с водой в русло Москвы-реки и Яузы. К тому же на ССП в результате работы очистных сооружений происходит гашение солей и реагентов, их собирают, чтобы они тоже не попадали в сточные воды».
«Результат этой практики заметен даже визуально — начиная с 2010 года практически на всем протяжении Москвы-реки произрастает кубышка жёлтая, в отдельных заводях растет кувшинка белая, стало богаче разнообразие рыб», — делится позитивными новостями Дмитрий Фёдоров.
Как обезопасить домашних животных на прогулке
Вопрос безопасности реагентов актуален и для хозяев домашних животных, ведь питомцы даже в специальных сапожках могут получить травму от химикатов.
Дмитрий Фёдоров, директор по региональному развитию Движения ЭКА, директор АНО «Зелёная цивилизация»:
«Для домашних животных более безопасны абразивные реагенты без химии, но их используют далеко не везде. Также химических ожогов не оставляют новые комбинированные реагенты с добавлением формиатов и ацетатов. Тем не менее питомцам обязательно нужно мыть лапы после прогулки, чтобы соль не оставалась на коже и они не слизывали её, а также желательно защищать лапы специальными ботиночками».
Соли, входящие в состав антигололёдных реагентов, раздражают кожный покров и приводят к болезненным ощущениям при ходьбе. Врачи также советуют промывать лапы специальным шампунем для собак или хотя бы просто мылом. Также можно использовать защитные аэрозоли и воск. Такие средства создают плотную водоотталкивающую плёнку, защищая не только от реагентов, но и от других веществ — бензина, антифриза, мазута.
Больше советов о том, как сделать зимние прогулки питомцев комфортнее, найдёте в нашем специальном материале.
Но, если животное можно упаковать в сто одёжек, для решения вопроса загрязнения почв и водоёмов, прилегающих к автомобильным дорогам и автотрассам, нужно что-то посерьёзнее.
Какие альтернативы существуют и на что могут повлиять горожане
Чем можно заменить реагенты на основе солей? Отправимся в страны, где практикуют другие методы борьбы со льдом.
- В Австрии, Финляндии или Швеции наряду с химикатами дороги посыпаются песком или каменной крошкой. В таком случае никаких химических реакций не происходит, но и длительного эффекта от покрытия нет. Песок и крошка сдуваются с дорог ветром, разносятся колёсами машин и ногами пешеходов, а также царапают обувь. К тому же такая смесь может очень легко забить водостоки.
- Ещё один рецепт из Швеции: мелкий песок смешать с горячей (90–95 ºC) водой в пропорции 7/3 и затем разбрызгивать эту смесь на снег и лёд. В результате песчинки сделают поверхность шероховатой и не будут сдуваться ветром. Сцепление автомобильных колёс и обуви пешеходов с поверхностью увеличивается.
- Есть и крайне экстравагантная альтернатива — в холодной Норвегии строят автомобильные трассы с подогревом.
Но, как говорится, хорошо там, где нас нет, к тому же любой из методов имеет свои недостатки и ограничения. Поэтому далее обсудим, что выбрать для уборки территории возле частного/загородного дома.
Как бороться со льдом во дворе частного дома
Если вы хотите на своём придомовом участке найти экологичную замену, можно использовать фрикционные средства для обработки: тот же песок или мраморную крошку. Но есть и народные средства — например, свекольный сок.
Сакина Зейналова, химик, научный журналист, автор книги «Яды: вокруг и внутри»:
«Можно использовать противогололёдные материалы фрикционного действия там, где это возможно, так как они представляют собой неактивные частицы неорганических соединений. Наиболее популярными в европейских странах являются мраморная и гранитная крошка. Другой стратегией может быть использование не солей, а органических антиобледенителей. Например, мочевины или сока сахарной свёклы».
- Сок можно добавлять в традиционную дорожную соль, чтобы повысить её эффективность и в конечном счёте уменьшить количество вредных веществ.
- На лёд также можно выливать ацетат кальция-магния (CMA) — это также эффективный и безвредный для окружающей среды заменитель соли. Но есть проблема — он достаточно дорогой.
- Удивительно, но избавиться от наледи на дороге можно с помощью солёного рассола, используемого для приготовления сыра и маринадов. Рассол фактически впитывается в бетон или асфальт, обеспечивая более глубокое проникновение природного антифриза.
Температура замерзания такого рассола ниже, чем у обычной соли, что делает его более эффективным, чем дорожная соль. Асфальт он не портит, но тут нужно быть готовым к другим последствиям: сырный запах может как не понравиться окружающим, так и привлекать грызунов.
Куда обратиться с жалобой на уборку улиц и реагенты
Если вы недовольны обработкой улиц в вашем городе, вам стоит обратиться:
- В местный отдел ГИБДД или прокуратуру. Советуем вести съёмку и фотографировать машины с номерами и другими подробностями, чтобы при необходимости иметь надёжные доказательства. Заявки можно подать онлайн: в блоке «Онлайн-сервисы ГИБДД» выберите «Приём обращений».
- Жители столицы могут обратиться на портал правительства Москвы «Наш город» (gorod.mos.ru) и отправить жалобу на противогололёдные реагенты. В трёх разделах «Дворовые территории», «Дороги» и «Многоквартирные дома» принимаются письма с фотографиями.
- Опять же, москвичи могут написать в электронную приёмную мэра Москвы или в ОАТИ — Объединение административно-технических инспекций города Москвы.
- Систематически неубранные дороги — повод обратиться на одну из горячих линий Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
- Вы также можете обратиться в управу или префектуру своего района.
А чем обрабатывают улицы в вашем городе, районе, посёлке? Приходилось ли вам жаловаться на уборку дорог и тротуаров в зимнее время? Куда обращались и добились ли улучшений? Расскажите в комментариях.