Заморозки в 2025 году, а затем и летняя жара привели к неравномерному созреванию урожая: на одном и том же участке часть арбузов может поспеть раньше, часть — позже, меняется форма плодов, появляются скрытые дефекты. В этом сезоне производства арбузов столкнулись одновременно с природными капризами и ужесточением требований со стороны ретейла.
Плантации поставщика ВкусВилла ООО «ОФК» расположены в Дагестане, Астраханской и Волгоградской областях. По словам их директора, Станислава Попова, ключевой источник проблем — погодные аномалии и их скрытые последствия для плодов.
Как изменение климата повлияло на урожай черешни
Проблемы поставщиков арбузов
Основная проблема в том, что из-за неравномерного развития в результате климатических условий арбузы перезревают и не дозревают. Плантация — это большой участок земли под открытым солнцем, где работники обычно проходят поле по рядам от начала до конца, собирают и упаковывают арбузы. Но если раньше были предсказуемые погодные условия и сельскохозяйственники регулировали урожай, снимая плоды в таком порядке, то теперь в ряду могут попадаться арбузы разного качества: один спелый, второй перезрелый и скисший, третий недозрелый. В результате сбор усложнился, его ведут не ряд за рядом, а приходится обходить поле по нескольку раз — это увеличивает ручной труд и прямые затраты.
Ко второй группе проблем относится принципиальная невозможность определить качество арбуза визуально. Определенный уровень сахара — это требование БРИКС. Однако не все ретейлеры настаивают на соблюдении такого условия, так как БРИКС-стандарт учитывают далеко не все. Раньше порог содержания сахара по нормативам БРИКС у ВкусВилла был 10, в текущем сезоне он поднят до 11. Уровень повысили, потому что в отзывах покупатели стали жаловаться, что арбузы недостаточно сладкие.
Как поставщики меняют подход к качеству арбузов
Если участок поля явно не соответствует требованиям по БРИКСу, партия плодов с него не отправляется во ВкусВилл, а идёт на другие площадки или рынки с более мягкими условиями по уровню сахара, где есть спрос. Это уменьшает риск полной потери товара из-за возвратов.
На этапе приёмки в распределительном центре (РЦ) применяется выборочная проверка: когда из 20 арбузов более 2 штук не соответствуют требованию по сахару, машина поставщика возвращается. То есть партия, собранная и отправленная на продажу, может быть полностью отклонена на РЦ — это напрямую влияет на рентабельность и логистику.

Теперь при случайной «плохой» находке (например, один‑два арбуза с пониженным сахаром в выборке) берутся дополнительные образцы и делается повторная оценка, чтобы понять, случайность это или системная проблема на участке. Такой подход снижает вероятность ошибочного возврата целой фуры.
Чтобы предотвратить дозревание и бродильные процессы в пути (особенно если арбузы собраны почти спелыми), используются рефрижераторы. Попов поясняет, что охлаждение останавливает процесс дозревания и снижает риск того, что через 2–4 дня в тёплой машине товар «сойдёт» и начнёт бродить.
На предприятии налажена постоянная связь с технологами и складом: жалобы и отзывы отслеживаются, анализируются и используются для корректировки технологических решений. По словам поставщика, сотрудники ВкусВилла ежедневно изучают отзывы покупателей, комментируют и подсказывают поставщиками, что помогает быстро локализовать проблемные партии и скорректировать процессы.
Полезные свойства арбуза и дыни
Также поставщик отмечает, что раньше были семена арбуза из Нидерландов, сейчас их закупить не представляется возможным. Поэтому компания активно тестирует и приобретает семена из других регионов. В этом сезоне закупки велись и в Казахстане. Комментируя информацию об этих семенах, Попов отмечает, что «они показали себя лучше, стали более устойчивыми, уровень сахара выше». Кроме того, разные сорта по‑разному проявляют себя с течением времени: некоторые на первом году дают высокую урожайность и сахар, но потом теряют устойчивость к вирусам и вредителям. Поэтому селекционная и селекционно‑технологическая работа ведётся непрерывно.