С начала года розничная цена на сливочное масло выросла почти на 26 %. Почему это произошло и что нас ждёт, обсудили с генеральным директором компании Unagrande, членом правления организации «Союзмолоко» Владимиром Коптеловым и технологом молочной продукции ВкусВилл Александром Егоровым.
Как росла себестоимость молочных продуктов и почему мы этого не заметили
По оценкам «Союзмолока», в июле 2024 года себестоимость молочной продукции увеличилась примерно на 15 % по сравнению с июлем 2023.
Как и другие молочные продукты, сливочное масло производят из сырого молока. Для изготовления масла используют молочные жиры. Именно процент содержания молочного жира в продукте мы привыкли видеть на упаковках масла.
Чтобы изготовить 1 кг сливочного масла жирностью 82,5 % нужно 25 литров сырого молока, жирностью 72.5 % — 22,5 литра.
По расчётам «Союзмолока», цена на сырое молоко выросла в июле 2024 года на 16,7 % по сравнению с июлем 2023. Расходы на сырьё составляют до 80 % от общей себестоимости молочной продукции.
Рост стоимости сырого молока «Союзмолоко» называет «восстановительным». Дело в том, что в прошлом году закупочная цена на этот продукт была снижена. Цены на сырое молоко в 2023 году были даже меньше, чем в 2022-м.
«Мы закупаем молоко у хозяйств по годовым контрактам. Их не коснулось падение цен в 2023 году. Цены в прошлом году упали на краткосрочные контракты, потому что ситуация на рынке была иная: сырого молока произвели больше, чем требовалось производителям для удовлетворения спроса».м
В тоже время себестоимость сырого молока с 2022 года росла в условиях инфляции. По сравнению с июлем 2022 года в июле 2024 себестоимость этого продукта выросла на 17,5 % — представлено в отчёте «Союзмолока».
Чего вам стоит продать дешевле
Низкие закупочные цены 2023 года на сырое молоко привели к замедлению развития молочных хозяйств, но частично нивелировали рост цен на молочные продукты в условиях инфляции.
В 2024 году на российском рынке образовался дефицит сырого молока, а хозяйства, которые его производят, подняли цены.
«Потребительский спрос на молочную продукцию в России растёт быстрее, чем увеличиваются объёмы производства сырого молока. С 2023 по 2024 год потребительский спрос на молочные продукты поднялся на 5,5 %, а объёмы производства сырого молока выросли только на 2,4 %».
Владимир объясняет, что если раньше этот дисбаланс закрывался запасами молочной продукции у производителей, то сейчас таких резервов ни у кого нет.
Технолог молочной продукции ВкусВилл, рассказывает, что в этом году практически остановились оптовые поставки сливочного масла из Беларуси. Ранее его поставляли монолитом и расфасовывали в России. Это удовлетворяло часть спроса российских потребителей.
«По всей России сейчас наблюдается проблема с сырьём для производства высоĸожирных молочных продуĸтов, таких как сыры, масло, сливки».
Оба эксперта говорят о том, что на количество сырого молока в этом году повлияло и знойное лето. Владимир объясняет, что в жаркую погоду коровы дают меньше молока, а ещё в нём в таких условиях меньше белков и жиров, которые нужны производителям.
Что делают торговые сети
Александр рассказывает, что в этой ситуации основная задача сетей — избежать дефицита сливочного масла в магазинах.
«В ситуации, когда невозможно повлиять на себестоимость сливочного масла, сети могут только балансировать между ценами заĸупĸи и стоимостью товара на полĸе. Исĸать ĸаĸую-то середину, чтобы не быть в убытĸе, и удерживать рост цен для потребителя, в том числе за счёт собственной маржинальности».
Александр уточняет, что ассортимент сливочного масла разной жирности и фасовок в магазинах поможет распределить спрос между разными категориями продукта и не допустить его дефицита.