И дело не только в грибах.
Рассказываем, как в сериальной адаптации культовой игры еда связывает прошлое и будущее.

Эта фантастическая драма стала первым сериалом HBO, основанным на одноимённой видеоигре. И оригинал, и его экранизации получили признание зрителей и многочисленные награды. Шоу забрало две премии «Эмми» и было трижды номинировано на «Золотой глобус».
Остатки нормальной жизни
В начале сериала нам подают сигнал об уходе привычной, размеренной жизни. Многим из нас знакомо то тёплое чувство, когда с утра просыпаешься от сладкого запаха свежих блинов и уже предвкушаешь, как сваришь кофе и усядешься за вкусный завтрак. Чего-то такого же хотела Сара, дочь Джоэла, которая просит отца приготовить блинчиков. Сделать он этого, к сожалению, не может. Почему? Просто смеси нет, мука в дефиците. Вместо этого едят яйца с беконом.
Ирония в том, что мука стала разносчиком кордицепса — того самого смертоносного гриба, который превращает людей в подобие зомби. Отсутствие печенья, галет, торта, который Джоэл забыл купить, — первые звоночки конца света. Выпечка превращается в роковой символ: грибок пожирает людей, а они мечтают о простых радостях вроде шоколадного печенья.
Второй эпизод первого сезона начинается с чаепития учёных на индонезийской фабрике, где рождается грибок. Чай в хрупких чашках — последний ритуал рационального мира.
Как только Элли и Джоэл оказываются в поселении в горах, где люди стараются жить более цивилизованно, чем некоторые горожане, им достаётся «нормальный» ужин. Героиня впервые пробует горячую еду, приготовленную из свежих продуктов, хорошего мяса — сделанную с заботой и любовью. Элли даже достаётся кусочек пирога.
— Спасибо, мэм. У нас давно не было нормальной еды, — говорит Джоэл.
— На самом деле я не думаю, что я когда-либо нормально ела. Это... потрясающе, — восхищается Элли.
Этот приём пищи кажется мелочью, но он работает как настоящий мостик — и между Джоэлом и Элли, которая знакомится с его жизнью, и между ужасным настоящим и потерянным прошлым, где ужин был обыденностью, а не чудом.
Последние из людей
Вскоре мы познакомимся с Биллом, выживальщиком-одиночкой. Пока люди по всему миру собираются в кучу, организовывают коалиции, воюют, разбойничают, но так или иначе держатся вместе — Билл огородил свою элитную дачу высоким забором и никого не хочет видеть. Из развлечений у него стрельба по жульен-зомби, огородничество и изысканные ужины для себя любимого. Билл впустит в свою жизнь лишь одного человека, и вместе они будут поддерживать этот островок прежнего бытия до поры до времени.
Мраморный стейк, томлённый в соусе, бокал вина, а позже — клубника, выращенная из семян. Билл, несмотря на своё затворничество, делится деликатесами с нуждающимся, ведёт себя по-человечески. И когда приходит пора последней трапезы, этот нуждающийся разделит её с Биллом — также по-человечески.

Мы увидим и как Джоэл и Элли проявляют свою добрую натуру через еду. Повстречав в одном из городов двух братьев, Генри и Сэма, наши путешественники делятся с ними своими запасами еды. Так Джоэлу удаётся наладить с братьями дружбу и заполучить их доверие. Он даже отдаёт часть своей порции маленькому мальчику, демонстрируя щедрость и человечность, которые всё ещё скрываются за его грубоватой внешностью.
— Послушайте, вы поели, мы не поубивали друг друга. Давайте назовём это беспроигрышным исходом и двинемся дальше, — говорит Джоэл братьям.
Четверо идут вместе, и, преодолев экстремальные препятствия, дружба снова крепнет за общим ужином. Они планируют продолжать вместе, делясь едой и информацией, предлагая взаимную связь и защиту. Но к концу эпизода у мира появляются другие планы.
В итоге еда становится мостом и между главными героями. Джоэл и Элли наслаждаются пищей, приготовленной на походной плите Билла — консервами Chef Boyardee, пролежавшими минимум 20 лет. Но разогретые на горелке равиоли скрепляют отношения героев. Это не просто обед — это первый шаг к тому, чтобы увидеть друг в друге спутника, а не тяжкий груз и вынужденного компаньона.
— Что я вообще ем?
— Это равиоли 20-летнего шеф-повара Боярди.
— Этот парень хорош!
— Я действительно согласен.
Можно решить, что в мире сериала на каждом шагу живёт добряк, готовый преломить хлеб с человеком в нужде. Но это далеко не так, и предпоследняя серия первого сезона напомнит нам об этом. Голодный человек способен идти на ужасные поступки, поэтому особенно опасно, когда он управляет целой коммуной. Ради выживания или ради того, чтобы наконец стать хищником в своей жизни, кто-то может быстро принести в жертву свою человеческую натуру. Голодный маньяк у власти из восьмого эпизода точно заставит вас переосмыслить слова «ух, какой ты милый — так бы и съел».
И вот, пройдя через все ужасы реальности, Элли начинает больше ценить Джоэла, а он, в свою очередь, осознаёт важность своего нового друга. В последнем эпизоде первого сезона Элли вновь натыкается на банку Chef Boyardee, которая, возможно, и послужит ей напоминанием о доброте Джоэла. И когда тот вынужденно обманет девушку, она сможет простить. Элли видела, что люди не в тупике — даже в условиях апокалипсиса, голода и разрухи у тебя всегда есть выбор: превратиться в бездушное существо, которое хочет поглотить всё сохранившееся живое, или остаться одним из нас.
А вы смотрели сериал? Ждёте второй сезон? Расскажите в комментариях.