Читайте со вкусом
Авторизуйтесь по номеру телефона, чтобы не потерять любимые материалы Медиа и получить карту лояльности ВкусВилла, если у вас её нет. А ещё вы сможете:
  • Комментировать материалы и делиться своим мнением
  • Добавлять материалы в Избранное и легко находить сохранённые статьи, рецепты и подкасты
  • Предлагать идеи для статей и публиковать свои рецепты
Мы всё это время неправильно праздновали Масленицу

Мы всё это время неправильно праздновали Масленицу

2759
13
Мы всё это время неправильно праздновали Масленицу

Как печь блины, что ещё поставить на праздничный стол и зачем сжигать чучело: поговорили с культурным антропологом и прочитали древние книги, чтобы узнать, как отметить Масленицу по всем канонам и зачем это нужно.

Полина Зотова
празднует день рождения в Масленую неделю (с блинами)

Блины не то, чем кажутся

Ура, Масленица! Будем печь блины, а потом пойдём в гости и будем есть блины там. А ещё погуляем в центре города — обязательно купим там блины. Напоследок посмотрим на сжигание чучела, проводим зиму и пойдём по домам. В общем, всё как завещали предки! Или нет?

При первом погружении в исторические источники о реалиях празднования Масленицы в прошлом можно столкнуться с тем, что блины — далеко не единственное и не самое главное блюдо этой недели. Ни в «Домострое» (XVI век), ни в «Росписи царским кушаньям» (XVII век) мы не сможем найти крепкой ассоциации блинов с Масленицей.

В XVI–XVII веках, придя в гости к соседу в деревне, вы скорее бы нашли на столе яйца, молочные продукты, творожную смесь, сырные пироги и сдобную выпечку на сливочном масле (например, хворост, популярный в Сибири, или же «орешки» — слепленные половинки теста — на Юге России).

Блины, конечно, тоже были, но пекли их не только на Масленую неделю, а широко употребляли в повседневности, на обычный ужин. Кстати, на блины в современном представлении традиционные мало похожи — чаще всего их делали из гречневой муки и пекли в русской печи: они получались толстыми и пористыми. Завернуть икру в такие не получится.

В XVIII веке блины из региональной закуски превратились в своего рода русский стрит-фуд: простое, широко употребляемое блюдо, в том числе и на масленичных гуляниях. Пушкин, кстати, любил блины с добавлением свекольного сока.

4.9
Пшеничная мука высшего сорта. Тонкий помол. Прекрасно подходит для блинчиков.
1 кг
68 ₽ 78 ₽
Скидка по карте лояльности по 02.03
4.9
Свежее коровье молоко пониженной жирности для тех, кто придерживается строгого рациона. Оно замечательно подойдёт для добавления в напитки, приготовления лёгких смузи, молочных коктейлей и ПП-панкейков.
900 мл
84 ₽ 94 ₽
Скидка по карте лояльности по 02.03
4.6
Для изготовления лакомства мы используем всего два ингредиента: молоко и сахар, а варим сгущёнку прямо в банке. Кулинарный потенциал у неё по истине безграничен, и сгущёнка прекрасно подойдёт для подачи с блинчиками.
380 г
162 ₽ 188 ₽
Скидка по карте лояльности по 02.03
Бесплатная доставкаБесплатная доставка без минимальной суммы заказа

Блюда Масленой недели не содержали мяса, всё это про сыропуст — неделю перед Великим постом, когда продукты животного происхождения, за исключением мяса, ещё можно есть. А предшествует Масленице мясопуст, и это уже про настоящий карнавал.

Прощай, мясо

Мясопуст — неделя в христианской традиции, предшествующая сыропусту, когда можно есть мясо перед длинным постом и отказом от пищи животного происхождения. Само слово «мясопуст», скорее всего, связано с глаголами «допускать» и «отпускать». Таким образом, это калька названия греческого трёхнедельного праздника «апокриес» — прощание с мясом. Тут вспоминается и традиционный карнавал, отмечающийся в католических странах (народная этимология этого слова carne vale — также «прощание с мясом»). Все эти праздники связаны с переодеваниями, маскарадами, массовыми гуляниями и с сооружением чучела.

Илья Холопов
культурный антрополог

«Чучело — классический пример карнавала с инверсией ролей и стиранием социальных статусов. Чучела, как и участники Масленицы, представляли собой переходных существ, которые утратили статус и пока не образовали новое сообщество. В Масленицу общество “пересобирается”, как в любом карнавале».

Создаём баланс

Сейчас мы воспринимаем весну, как начало нового жизненного цикла, пробуждение природы, наши же предки весну боялись: все дороги размыло, запасы еды уже съедены, а демоны и другие злые сущности норовят прорваться в материальный мир. Таким образом, дни перед весной — переходный, нестабильный период, а Масленица — как раз попытка стабилизации мира, попытка добиться баланса между культурой и природой, между безопасностью дома и небезопасностью окружающей среды. Не встретить весну, а расчистить пространство для жизни.

То же самое и с масленичным чучелом: сейчас оно воспринимается, как символ зимы, — сожгли и попрощались с холодами. Однако чучело ранее — тоже про переход.

Илья Холопов

«На Масленицу люди наряжались сами, а чучело одевали во всё нарочито ветхое. Чучело могло быть как в образе женщины, так и в мужском обличье. В Калужской губернии, например, чучело Масленицы делали преимущественно в тех домах, где была молодайка — вышедшая в этом году замуж молодая девушка. В Сибири его изготовлением занимались парни и наряжали куклу в мужское платье».

...и при чём тут чучело

Одежду и материалы для ритуальной куклы собирали со всей деревни, как правило, молодые. После фразы «подайте на Масленицу» сборщикам могли вручить старые веники, лапти, накопившийся за зиму мусор, солому. Всё это — детали для сборки каркаса чучела.

Чучело делали не везде

В Новгороде Масленицей называли просто пучок соломы на шесте, а в Калужской губернии с чучелом была целая карнавальная процессия: его вели под руки из одного конца деревни в другой. Сопровождала чучело женщина, наряженная попом. Она кричала «Аллилуйя», а в обязанности собравшейся толпы входило громко хохотать или же, наоборот, выть и реветь. В конце шествия куклу не сжигали, а разрывали на части. Можно найти упоминания даже ритуального захоронения. Ликвидация чучела — символ окончания праздника, его логическая завершённость.

Часто чучело стояло на возвышении, на холме деревни. Если куклу сжигали, огонь должно было быть видно из другой деревни. Всё это про освоение пространства: разжигать большие костры, кататься на санях, лезть на столб, ходить в гости, шуметь и петь песни — равно проявляться в мире.

В шлеме, без лица и с семью ногами: виды чучела

Чучело зачастую создавали антропоморфным: оно могло быть похоже как на мужчину, так и на женщину, — в разных областях по-разному, и единой тенденции нет. Также можно встретить изображение ритуальной куклы как с лицом, так и без него. Иногда на чучело надевали конусовидный соломенный шлем — признак сатанинского войска. Библейские мотивы прослеживаются и в символизме выбранного материала — быстро истлевающие сено и солома напоминают о мимолётности человеческой жизни.

Помимо больших общих кукол, изготавливались и маленькие, домашние. Их, в отличие от первых, не сжигали, а хранили. Например, греческая традиция изготовления Госпожи поста. Эту обрядовую куклу греки изображают как монахиню или простую женщину, делают из бумаги, ткани или лепят из теста. Как правило, руки у куклы сложены в молитве, а уши и рот отсутствуют — чтобы не слушать сплетни и не распространять их. Через Госпожу транслируются правила поведения во время поста. У куклы 7 ног — по одной на каждую неделю поста, каждую новую субботу ногу отрезают.

Гори, гори ясно, чтобы… А чтобы что, кстати?

Илья Холопов

«Сложно говорить, что именно символизирует чучело. Не обязательно любая практика в традиционной культуре имела смысл. Иногда что-то существует просто для развлечения. Например, сказки не всегда преследуют цель чему-то научить — это был просто досуг».

Карнавал, вероятно, создавался прежде всего для развлечения. Однако Масленица, будучи в то же время и ритуалом, требовала порогового объекта, который олицетворял бы общество и играл роль козла отпущения.

Илья Холопов

«С другой стороны, советские этнографы нередко находили в таких праздниках космогонические мифы. Специалисты рассматривали куклу, как символ первого человека или первого умершего, которого сжигают или уничтожают, а на его останках создают новое общество. Тем не менее подобная интерпретация кажется современным антропологам и фольклористам чрезмерно вольной и натянутой, так как не учитывает исторический и типологический контексты. На самом деле люди чаще всего создавали такие вещи просто ради развлечения. Далее представители городской культуры пытались придать этим гуляниям более глубокие смыслы».

А почему вы ходите смотреть, как сжигают чучело Масленицы?

Скидка 20% на 6 товаров каждый день
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров