Медвежонок Паддингтон — герой книги английского писателя Майкла Бонда и её многочисленных экранизаций. Одна из версий — полнометражный игровой фильм режиссёра Пола Кинга с Беном Уишоу, Николь Кидман и Питером Капальди в главных ролях — вышла в 2014 году и практически сразу получила две номинации на премию BAFTA. Сиквел картины появился три года спустя, а в 2024-м свет увидел «Приключения Паддингтона 3».
И первые книги, и фильмы Пола Кинга рассказывают о говорящем медведе из «дремучего Перу», которого семья Браунов встречает на вокзале Паддингтон в Лондоне.
Файв о’клок по-медвежьи
Мишка Паддингтон одновременно и важная часть британской культуры, и её полное отражение. Пушистый настолько плотно вплетён в культурный код англичан, что ему даже установлен памятник на одноимённом вокзале — прямо в сердце кэпитал оф грейт Британ. За право сыграть его боролись такие мэтры, как Хью Лори и Колин Фёрт. Невозможно пройти по Лондону, не встретив сувенир с изображением медвежонка.
Сам Паддингтон как будто собрал в себе все стереотипы о жителях Соединенного Королевства. Точнее, не стереотипы, а национальные атрибуты, которые могут считаться поводом для гордости. Если попросить вас описать типичного англичанина, первым делом вы, вероятно, представите воспитанного джентльмена с чашкой крепкого чая. Что ещё? Возможно, за элегантным костюмом-тройкой скрывается отважный боец, который в любой момент может постоять за свою честь. Как боксёр Шерлок Холмс, например. Всё это можно сказать и о Паддингтоне. Только ходит он не в костюме, а в пальто и панаме в цветах национального флага — синем и красном.
Как еда в «Кунг-фу панде» помогает герою обрести себя
Паддингтон — воплощение хороших манер. Он дружелюбный, вежливый и очень воспитанный, если дело не касается поедания торта лицом и чистки ушей зубными щётками. Но тут его поведение можно списать на банальную неосведомлённость о правилах этикета.
Несмотря на свою добродушность, Паддингтон всё же медведь — существо крайне грозное. Махать кулаками он, конечно, не будет, но в любой момент может включить свой «суровый взгляд», которому его научила любимая тётушка.
— Как вы себя чувствуете, мистер Браун? Неловко? Неудобно? Совестно? Это суровый взгляд. Моя тётя всегда так делала, когда кто-то забывал о своих манерах.
И, конечно, медвежонок — как новоиспечённый житель Великобритании и отражение её культурных традиций — обожает готовить мармелад. Тут важно оговориться: в английском языке слово marmelade означает то, что мы привыкли называть джемом. Слово jam, в свою очередь, — продукт, который в русском языке нарекли вареньем. Поэтому здесь и далее мы будем употреблять слово «мармелад».
Паддингтон любит мармелад. Для него это традиция, которую он перенял от своих дяди Пастузо и тёти Люси: в начале фильма мы видим, как медвежья семья отмечает целый Мармеладный день.
Для британцев мармелад — тоже традиция, которая уходит корнями ещё в XVII век, хотя особой популярностью десерт начал пользоваться только в конце XIX и начале XX веков. Изобретение паровых котлов упростило транспортировку апельсинов из Испании в Великобританию, в результате чего цены на цитрусовые стали падать. Это сделало их более доступными для обычных людей.
Конечно, медвежонок любит мармелад за его сладость. И за то, что он не раз спасал ему жизнь.
Медвежья услуга
С самого начала «Приключений Паддингтона» мы видим, что мармелад работает как повод для сближения. Не зря дядя Пастузо учил маленького Паддингтона всегда держать сладкий бутерброд под шляпой на крайний случай.
— Умный медведь всегда держит под шляпой тост с мармеладом, — говорил дядя Пастузо.
Сам Пастузо задолго до появления в его семье маленького медвежонка так познакомился с неким Путешественником, который обучил медведей премудростям приготовления сладости и пообещал тёплый приём в Лондоне. На поиски Путешественника и отправится Паддингтон в начале трилогии Пола Кинга. С собой он берёт, конечно, мешок банок с мармеладом, правда, до лондонского вокзала доезжает только один бутерброд, но и тем медведь делится с беспородными голубями.
— У вас у всех, я смотрю, крайний случай, — говорит Паддингтон назойливой стайке птиц.
В этот момент он знакомится с семьёй Браунов, которые берут себе мишку на передержку, чтобы пожил у них, пока не найдёт того самого Путешественника.
Для ускорения поисков Паддингтон и миссис Браун идут к знакомому антиквару мистеру Груберу. И все трое, конечно, болтают за чашкой чая с пирожными и карамелизированным сахаром, любезно поданным на игрушечном паровозе.
Что едят в «Гладиаторе» Мескал и Паскаль и насколько это достоверно
Между антикваром и Паддингтоном происходит момент единения: медведь делится с пожилым лавочником переживаниями, что не сможет найти дом, а тот рассказывает ему о детстве ребёнка-беженца. Мистер Грубер говорит медведю, что дом — это не просто крыша над головой.
— Моё тело добралось очень быстро, но моё сердце ещё долго не могло его догнать, — делится антиквар, указывая на игрушечный поезд.
В продолжении первого фильма ошибочно обвинённый Паддингтон попадает в тюрьму, а улица, на которой он жил с Браунами, затухает: он уже не выносит сэндвич милой соседке на велосипеде, которая голодная и злая с утра, не помогает соседу не забыть ключи.
На первом же тюремном обеде у Паддингтона случается конфликт: медведь не хочет есть недоваренную баланду и идёт договориться с грозным поваром по кличке Кастет о смене меню. Суровый ирландец в поварском колпаке недоволен критикой своего блюда, так что между ним и мишкой случается потасовка, в результате которой Паддингтон случайно суёт в рот коку сэндвич с мармеладом. Кастет под впечатлением от медвежьего лакомства, и противники заключают сделку — пушистый научит Кастета готовить мармелад.
Рецепт мармелада Паддингтона выглядит примерно так:
1. Перенесите от мешка к столу по «одному сочному апельсину» за раз, чтобы взбесить повара.
2. С помощью медведя из «дремучего Перу» отберите правильные апельсины.
3. В гигантскую тюремную кастрюлю выжмите сок с помощью ирландца с большими руками.
4. Мелко нарежьте апельсиновые корки теми же руками и не задавайте вопросов, где заключённый этому научился. Затем добавьте цедру в кипящий сок, когда говорящий медведь скажет вам сделать это.
5. Время сахара. Он превратит сок в мармелад. Добавьте два ковша.
6. Добавьте лимонный сок и щепотку корицы. И ещё банку сахара.
7. Дайте говорящему медведю вылизать банку сахара и ждите, когда мармелад застынет.
Очарованные мармеладом заключённые начинают предлагать свои рецепты: шоколадный рулет, супер-шарлотку, клубничную панакоту. Сокамерники становятся друзьями, и вся тюрьма буквально расцветает. По сути, сладкий сэндвич спас медвежонку жизнь. И это произошло не единожды. Например, в первой части именно тост с мармеладом спасает жизнь Паддингтону, когда он кидает его в таксидермистку-живодёрку Николь Кидман (а кто бы не кинул, да?), на которую нападает стая голубей. Во втором фильме, правда, Паддингтон использует яблоки в карамели, чтобы забраться на поезд и догнать злодея.
А в начале третьего фильма мишка, собираясь в дорогу в Перу, упаковывает в чемодан банки с мармеладом. Почти так же, как было во время его первого прибытия в Лондон. Потому «Приключения Паддингтона 3» — это история о возвращении к корням. Если первый фильм рассказывал о поиске дома, второй — о тоске по нему, то третий повествует о сложностях, когда домов у тебя несколько. И речь, конечно, не о стенах и крышах. Речь о месте, где живёт твоё сердце.
А вы уже смотрели новые «Приключения Паддингтона»? И что вам больше нравится — джем или варенье? Пишите в комментариях.