Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года

Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года

Царевна, крестьянка или городская колдунья? Вместе с дизайнерами и стилистами разбираемся, как фольклорная эстетика вошла в гардеробы и что от не` ждать дальше. Спойлер: будут и кожаные лапти, и славянский гранж, и даже суды…

Анжелика Чернова
выходила замуж в кокошнике и платье с избушкой на курьих ножках
Светлана Завалишина
обдумывает будущие статьи, вышивая ожерелки и поручи

Кокошники, лапти и понёвы — всё это новый чёрный. Бренды возвращаются к старинному крою и ищут формы в русском культурном коде. Кто-то через иронию и провокацию, кто-то через веру, а кто-то…

Русский фольклор и культурный код с иронией

Бренд Beautiful Criminals известен не только смелыми принтами и переосмыслением культурных кодов через иронию и провокацию, но и тем, что он был одними из первопроходцев в тренде на русский фольклор. История бренда началась аж в 2019 году.

«Ничего нового — всё это уже было», — говорит Ирина Матюшенко из Beautiful Criminals. Париж Дягилева, 20-е годы, костюмы Надежды Ламановой, постмодерн Симачёва, культурный скачок после Гоши Рубчинского, волна переосмыслений от Ульяны Сергеенко и Алёны Ахмадулиной. Фольклор — не тренд, а культурный код, который то уходит в тень, то возвращается. Сегодня мы в очередном витке.

«Клюква в сахаре», «Славянский гранж», «Российская Balenciaga»… Ирония в коллекциях бренда Beautiful Criminals — ключевое. Женские архетипы, уральские сказки Бажова, традиционный костюм — это тот культурный код, с которым бренд работает и переосмысляет его. «Например, понёвы и долгорукавки мы превратили в модные худи. Сделал ли кто-то это до нас? Сомневаюсь», — делится историей Ирина.

У нас была коллекция «Криминальные сказки». Это тоже пласт нашей культуры и элемент фольклора — никуда от этого не денешься. Мы играем со всем, что связано с нашим культурным кодом. Интересно, с долей уважения, но и с присущей нам иронией и провокацией.

Однако работать с культурным кодом не всегда просто. Коллекция «Пабло Эспасад» , в которой узоры напоминали павлопосадские платки, попала на Петербургский экономический форум и стала поводом для судебного разбирательства.

Если для одного бренда важна ирония, то для другого — работа на стыке современной брутальности и свободы традиционного костюма. Дизайнеры if ю like рассказывают, как вдохновляются фольклором и находят почитателей бренда даже в Швейцарии.

Не человек выбирает косоворотку, а косоворотка человека

Бренд if ю like родился из ностальгии, но говорит с миром современным языком.

«Для нас фольклор — это не просто узоры, а правда, идущая из глубины. Она дарит нам твёрдую почву и луч света среди автоматизированного будущего», — говорят в команде бренда.

Интерес к русскому фольклору в одежде растёт по всему миру, а отклик становится всё более тёплым. В 2022 году бренд показал коллекцию в Женеве, и почти все вещи были раскуплены в день показа. «Такого трепета к нашим изделиям, к их истории и смыслу я не видела даже в России», — вспоминает дизайнер.

Вдохновение — традиционный костюм. Только в интерпретации if ю like он обретает более жёсткие и брутальные формы, строгие цвета, но оставляет всё те же ощущения. «Русская одежда всегда сочетала в себе удобство и красоту. Мне важно сохранить это: свободу, расслабленность и статность. А вот буйство орнаментов не всегда уместно в нашем ритме».

Так в коллекции появились лапти. Да-да, те самые. Только теперь они сделаны из натуральной кожи — удобные, красивые и самодостаточные. Их носят с чем угодно: с джинсами, спортивными костюмами, платьями. Когда привычный символ бедной «лапотной» России вдруг становится актуальным элементом гардероба — вот это и есть настоящая переоценка культурного кода.

А ещё была косоворотка. Сшитая в спешке, с короткими рукавами и слишком узкой горловиной — никому не подходила и была закинута на год в шкаф. «Она не увидела ни одной съёмки. Но почему-то я всё-таки взяла её в Женеву. Просто закинула в чемодан». И вот на показе появляется невысокий, лысый парень-швейцарец, разглядывает эту странную рубаху. Примеряет. И всё. «Мы стояли и просто смотрели. Она села на него идеально. Будто его только и ждала. Добавила какой-то статности, мужественности. Он улыбнулся и сразу её купил. Иногда одежда действительно выбирает своего человека».

Лапти, понёва, косоворотка… Если эти предметы одежды знакомы хотя бы по сказкам, то техника мерёжки знакома не всем. Следующий бренд работает с ней и интегрирует её в повседневную одежду.

На стыке фольклора и веры

Бренд ДИЛ — это не про реконструкцию. Это про поиск идентичности в эпоху глобализации. Основатели честно признаются: если вы выросли в городе и никогда не сталкивались с фольклором напрямую, ностальгия невозможна. Но возможен поиск — нового смысла, самости, опоры.

Каждая вещь в ДИЛ — переосмысление. Например, традиционный крой понёвы или фартука сочетается с нетипичными тканями и декором. А архаичная техника мерёжки интегрирована в повседневную одежду. Задача не в точном воспроизведении, а в том, чтобы сделать носибельное, современное — и при этом сохранить культурный код.

«Я не историк, и у меня нет цели заниматься реконструкцией, — говорит основательница бренда ДИЛ. — Я дизайнер. И мой способ говорить с традицией — через форму, ткань, крой».

Ещё одна особенность бренда — работа на стыке фольклора и православия. Это не концепт, не тренд — это личный путь и способ искать свою идентичность, переосмыслять интересную и важную культуру.

Найти отклик брендам, работающим в русском стиле, сегодня стало проще. Всё чаще они появляются в медиа и на них смотрят с интересом. Но главное, чтобы за красивым визуалом шёл ещё и смысл. О нём нам расскажет следующий бренд.

Что такое высокий русский стиль сегодня?

Бренд KOTOMÂ задумывался как способ вернуть в повседневную жизнь то, что раньше было нормой — традиционные головные уборы. Не как часть костюма на праздник, а как элемент образа на каждый день. Так появился бренд «высокого русского стиля» с аксессуарами, которые встраиваются в современность органично и уместно.

В 90-х и начале 00-х фольклор ассоциировался с чем-то примитивным и лубочным. Сейчас всё иначе. Интерес к корням вырос, как будто компенсируя прежнее забвение. Этот процесс в KOTOMÂ называют народным самоисцелением. И фольклор здесь — не про тренд, а скорее про поиск самого себя.

KOTOMÂ работает на стыке традиции и минимализма. В ДНК бренда — японская сдержанность, внимание к деталям, индивидуальный подход к изготовлению каждого изделия.

Фольклор здесь — неотъемлемая часть коллективной души. А ещё — способ терапии. Народные песни, обряды, ритуалы — то, что помогает проживать тяжёлые времена, находить силу и точку опоры. В KOTOMÂ верят, что пение за столом может вернуться и в повседневную жизнь. Потому что голос и корни — неотделимы.

Однажды, благодаря разговору в поездке, основательница нашла дальних родственников и соединила две ветви семьи, с которыми теперь общается. География была впечатляющая: Лесной терем в Асташово, через Перу, Москву — и обратно к себе. Как ни крути, а фольклор всегда приводит домой.

Для следующего бренда — фольклор не просто воспоминание о прошлом. А что ещё?

Одной рукой — в прошлое, другой — в смелость обратиться к своей культуре

«Мы долго впитывали чужие культуры. И, наконец, появилась смелость обратиться к своей», — говорят в бренде «Квочка» . Фольклор сегодня — это не про новогодние утренники. Это про современную форму, удобную одежду, про то, как народная эстетика может стать частью повседневного стиля. Так же, как хохломской коник может поселиться на прикроватной тумбочке: не как сувенир, а как акцент.

Фольклор, считают представители бренда, одновременно и тоска по чему-то родному, и попытка нащупать новый смысл в старых формах. Ностальгия здесь — не как зависание в прошлом, а как импульс к переосмыслению: «Это реактивный движок. Одной рукой — в прошлое, другой — в то, чего не хватает сейчас».

В «Квочке» верят, что адаптировать — не значит упростить. Народный костюм прекрасен и даже идеален — но в рамках своего времени. А сегодня жизнь требует других решений. Её темп не позволит женщине сейчас ежедневно носить громоздкий кокошник и подметать подолом пол. И здесь задача — сохранить суть, но дать ей современное воплощение. Не «маскарад», а носибельность. Не кокошник из театрального реквизита, а лёгкий акцент. Уместный и красивый.

Для «Квочки» важно сохранить не только формы, но и смыслы. Тем более что фольклор, по их словам, будет идти вперёд. Как дерево не живёт без корней, так и народ без памяти — не народ.

А что скажет стилист?

Как носить фольклорную одежду сегодня: советы стилиста

Для имидж-стилиста Елены Кузнецовой интерес к русскому фольклору и культурному коду — это и тоска по утраченной аутентичности, и попытка нащупать новые смыслы.

«В цифровую эпоху люди ищут опору — в себе, в традициях. Особенно в кризисные времена», — говорит она. Это, по словам Елены часть общего мирового запроса на этнику: как японский ваби-саби или скандинавский хюгге. Разница лишь в подаче: Россия перестала просто воспроизводить и начала говорить с миром на языке своей культуры.

Пару лет назад русский фолк в одежде воспринимался, как китч, — вспоминает Елена — «Бурановские бабушки» или сценические костюмы Надежды Кадышевой. Сейчас — это уже лайфстайл-эстетика. Например, благодаря TikTok в моду вошли «славянские феи»: девушки в украшенных вышивкой рубахах, с венками. Традиционное стало эстетичным и перестало быть «зашкваром».

В 2023 году бренд Balenciaga представил коллекцию с гигантскими меховыми шапками, напоминающими боярские, а Gucci использовал принты, вдохновлённые палехской миниатюрой. Даже Zara и Dior успели выпустить коллекции с русскими мотивами. Последний — с рождественской съёмкой в стиле а-ля рюс, моделями в кружевных платьях на фоне берёз.

Как одеваться в стиле русского фольклора?

Своим клиентам Елена советует: никаких тотальных луков, только акценты. Важно соблюсти баланс, а не создать маскарадный образ. Например:

  • Аксессуары — сумка с росписью в стиле хохломы в сочетании с минималистичным брючным костюмом. Деревянные браслеты — с летним сарафаном. Ободок-кокошник на каждый день — с джинсами и рубашкой, а шапка-боярка — с базовым пуховиком.
  • Текстиль — платки с традиционным орнаментом, которые можно носить на шее, на голове, повязать на запястье или ручку сумочки.
  • Крой и декор — современные платья силуэта «рубаха», но из технологичных тканей или с асимметричным подолом. Куртки и пальто с меховыми опушками. Цветочные мотивы, аппликации, кружево и тюль, в эклектике со спорт-стилем или кежуал.

Что будет модно в 2025 году?

Русский фольклор и культурный код выходят за рамки привычного — из гардероба в метавселенные, в коллаборации с вестерном и милитари. Уже есть дизайнеры, которые шьют кроссовки из войлока. А дальше, по мнению Елены, будет ещё больше сочетаний несочетаемого. Тотальный фолк останется только для театрализованных выходов. А в повседневности русский стиль мы будем переосмысливать, точечно добавлять элементы в образы, придумывать новые стилизации.

Сама Елена любит носить кокошники и шапки-боярки — с джинсами, грубой обувью или кедами и ультрамодной сумкой. Обожает хлопок, необработанный лён, очки в деревянной оправе от сибирских брендов.

«Я отказалась от натурального меха, но с удовольствием ношу искусственный, выделанный под натуральный, — шубу, манишку, муфту для рук. А летом — расписные сарафаны с русскими мотивами».

А вы бы впустили фольклор в свой повседневный стиль? Расскажите, какие элементы вам ближе, — косоворотка, платок, лапти, а может, та самая шапка-боярка?

Скидка 20% на 6 товаров из ВкусВилла
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров

Еще интересно

Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде
Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде
10
3,18k
4
Тренд на русский фольклор: запах деревянного дома, сказки или поиск самого себя Тренд на русский фольклор: запах деревянного дома, сказки или поиск самого себя
Тренд на русский фольклор: запах деревянного дома, сказки или поиск самого себя
4
1,09k
4
Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас
Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас
3
327
2
Тест: из какой вы русской сказки Тест: из какой вы русской сказки
Тест: из какой вы русской сказки
68
5,48k
34
Сейчас обсуждают
Тест: какие вы щи
Тест: какие вы щи
210
18,65k
109
Убери глютен: непростое производство теста
Убери глютен: непростое производство теста
59
6,63k
32
Не простое, а столовое: как куры свободного выгула несут яйца
Не простое, а столовое: как куры свободного выгула несут яйца
297
7,33k
53
Мартовский обзор новинок: много продуктов на 5 ⭐ и раздача бонусов ВкусВилла
Мартовский обзор новинок: много продуктов на 5 ⭐ и раздача бонусов ВкусВилла
20
3,78k
79
Присоединяйтесь к читаюЩИм и обЩИтельным
Вступить в канал
Чем полезна курага и сколько в ней калорий
Чем полезна курага и сколько в ней калорий
29
59,63k
9