Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас

Обед с Бабой-ягой: что ели сказочные персонажи и почему рестораны предлагают нам это сейчас

«Сперва накорми-напои, в бане выпари, а потом уж и спрашивай», — советовал Яге каждый мимоезжий царевич. Волшебную формулу мы выучили наизусть с пелёнок. А знаем ли, что скрывается за этими словами на самом деле? И почему современные шефы сейчас с азартом ищут рецепты времён Яги? Разбирались вместе с экспертами: историками кулинарии, фольклорстом и поваром.

Светлана Завалишина
когда царевна, а когда и лягушка

Признаюсь честно, в детстве эта фраза мне казалась странной: ну чем могла жуткая ведьма-людоедка потчевать Ивана-царевича — жареными Ивашками? Мухоморами? И с какой стати ей вообще кого-то кормить, когда должна бы отправить в котёл: «…нынче русский дух сам в уста бросается, съесть просится». Да, сказочная формула так и останется нелогичной, если не поинтересоваться её корнями.

Интересоваться корнями — именно этим сейчас активно занялись дизайнеры, художники, музыканты, режиссёры, рестораторы, кулинары, ювелиры, создатели видеоигр, организаторы туризма… Причём работают с фольклором, народными ремёслами для жизни здесь и сейчас — множатся проекты, которые без ярмарочности и заигрываний, адаптируют традиционное под каждодневные запросы и нужды, воплощают глубинную, неброскую, а потому настоящую красоту культурного наследия в бытовых мелочах. И этот тренд с нами надолго. Почему? Ответами эксперты поделились в статьях:

Тренд на русский фольклор: запах деревянного дома, сказки или поиск самого себя
Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года

И немножко посмеяться:

Тест: из какой вы русской сказки

А мы вернёмся к Яге и еде.

Поймаю, зажарю и съем… А зачем?

В первобытные времена, откуда родом сказки, пропитание доставалось людям тяжелейшим трудом, с риском для жизни. А порой не доставалось вообще по воле природных сил — необъяснимых и потому пугающих, священных. Поэтому прозаические для нас продукты и блюда были для предков дарами богов, несли сакральный смысл, играли ритуальные функции, прежде всего в обрядах инициации .

А сказки и их герои — не что иное, как закодированные древние инструкции о проведении подобных обрядов, уверена исследователь фольклора Ульяна Нижинская.

Как еда была связана со всеми этапами и сферами жизни человека, что и зачем предстаёт в волшебных историях, она рассказывает в книге «Недетские сказки. Тайные смыслы народных текстов»:

Кажется, с этим всё понятно: жарила Яга Ивашек да Лутошек чисто символически, помогая мальчишкам «переродиться» в мужчин — полноправных членов общины, охотников, работников и продолжателей рода. А чем всё-таки кормила заезжих царевичей?

Блин да пирог, поверх каши горшок

В некоторых славянских сказках жилище Яги покрыто блином или подпёрто пирогом. В других — из блинов построены небесные избы, Солнце печёт на себе блины для гостя, волшебные жерновки, добытые стариком из горы , мелют «блин да пирог, поверх каши горшок»… Блюда, связанные с миром предков .

И хотя сказки напрямую не говорят, что именно ел герой у бабушки, с большой долей вероятности это могла быть та же пища, что и сейчас является ритуальной. С блинами и пирогами до сих пор связано много поверий: например, положить горячий блин у окна — «для родителей», поминальный пирог — обязательно закрытый… Так что любовью к блинам и их разнообразием, мы в какой-то мере обязаны Яге и коллективной памяти — сказкам. А что мы знаем о русской кухне из письменных источников — какая она ?

Максим Марусенков

«Судить о русской кухне как о целостном и самобытном явлении можно с XVI–XVII веков. Её базовые принципы совпадали с общеевропейскими, азиатское влияние, вопреки популярному мнению, было ничтожным. В этот период стало проявляться и своеобразие русской поварни. Например, в отличие от Западной Европы, главным хлебным злаком в России была рожь, а не пшеница, что значительно влияло на вкусовую палитру. Другая отличительная черта — обилие пресноводной рыбы, использование икры и рыбных субпродуктов (сказывалось наличие множества рек, а также большое количество постных и полупостных дней). Характерным было и остаётся широкое употребление грибов (груздей, рыжиков, боровиков).

Овощи и другие плоды, ягоды и даже травы использовались в основном в солёном виде; похлёбки с соленьями и подача солений к жаркому были нетипичными для европейской кулинарии. В XVI–XVII веках определилась характерная для русской кухни кисло-солёная вкусовая доминанта. Пироги, включая такие пограничные кушанья, как тельно́е, и каши, в особенности рыбные кашки, также выделяли русскую кухню из общего ряда.

И, конечно, большое влияние на технологии приготовления и вкус оказала русская печь: только её конструкция могла обеспечить томление — медленное и бережное приготовление пищи при постепенно ниспадающей температуре».

Откуда текут молочные реки

Проходили испытания у Яги и девушки. Причём сказки, повествующие о женской инициации, такие как «Морозко», «Гуси-лебеди», «Баба-яга и Василиса Прекрасная», считают самыми древними — времён матриархата . И во всех этих сказках мы тоже непременно встретим ритуальную еду.

Печка с пирожками, яблоня, молочная речка с кисельными берегами помогли легкомысленной девчонке достичь того света и спасти брата — иными словами, повзрослеть. Но почему именно они стали волшебными помощниками?

Если помнить, что сказки — это описание инициации, то сюжет становится понятен. Сначала девочка делает всё неправильно — и пирожки ей не пшеничные, и яблоки кислые, и кисель без сливок… А потом, побывав у Яги, исправляет ошибки — ест и благодарит. Начнём пробовать, пожалуй, от речки.

Кисель, как известно, издавна считается поминальной едо, а для предков ставили на стол всё лучшее. Причём это одно из древнейших блюд, и со времен Яги вплоть до XX века оно было совсем не таким, каким мы привыкли его видеть сейчас. Во-первых, готовили его из овса, пшеницы или гороха, во-вторых, оно было несладким, кисловатым (отсюда и «кисель»), в-третьих, густым, желеобразным — его можно было резать кусками, поливая маслом или молоком.

Молоко также имело магический смысл: первая еда человека, связывавшая поколения , Млечный путь на небе, небесные коровы-облака и их живительное молоко-дождь… Молочная речка с кисельными берегами — дорога и принадлежность «того света», где самая вкусная, священная еда — без забот и сколько душе угодно.

Яблоня в этой истории тоже появляется неспроста. В сказках встречаем яблоки и молодильные, и отравленные, и судьбоносные — «кто из девушек мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт». А в повседневной жизни, сопровождавшейся обрядами, яблоки на здоровье подносили молодожёнам, родильницам, детям; девиц сравнивали с яблочками наливными, из этих плодов сооружали «невестино дерево» — оберег на счастливую и богатую семейную жизнь.

И, наконец, печка. Интересно, что перспективы попасть в неё встречаются в сказке дважды — матушка-печка с пирожками и страшная печь в избе Яги.

Поумневшая девочка и сама пробует ритуальную еду, и братца кормит — так сказка показывает, что дети готовы стать взрослыми. Так что прежде чем надкусить яблоко или выпить стакан молока, на секунду задумайтесь — вы держите в руках символы тысячелетней культуры и теперь знаете о них чуточку больше.

Печка-матушка: как старое кормит новым

Жаль, что один из этих древних символов — русская печь — чуть не ушёл в небытие. Ведь именно она определяла вкус русской кухни, который на волне тренда пытаются возродить историки и современные кулинары.

Что всё-таки стоит за нынешним интересом к традиционной кухне? С этим и другими вопросами отправились к историку кулинарии Максиму Марусенкову и шеф-повару ресторана «Ухват» Антону Истратову.

Максим Марусенков

«Интерес современных рестораторов к традиционной кухне можно только приветствовать. При этом важно понимать, что в абсолютном большинстве случаев речь не о возрождении традиций, а об игре с ними. Иногда в результате этой игры рождаются действительно удачные блюда, двигающие русскую поварню вперёд. Скажем, в историю кулинарии можно уже сейчас вписывать эволюцию пожарской котлеты — классический рецепт второй половины ХІХ века был уже в наше время дополнен “пожарской котлетой А. Махова” и “пожарской котлетой А. Казакова”, много удачных интерпретаций классики предложил шеф-повар московской “Матрёшки” Влад Пискунов.

Однако в целом современный ресторан — и в особенности современный российский ресторан — не про традиции, а про новации. Задача сохранения классических блюд успешнее решается в менее требовательном формате кафе или кулинарии — здесь хорошим примером будет новосибирский магазин русской кухни “Добрянка” с бренд-шефом Максимом Сырниковым. Серьёзная работа с историческим наследием и вовсе требует клубного формата вроде петербургского Cookery Lost Club под началом Даниила Ведерникова или московского “Товарищества с кулинарной ответственностью” под началом Дмитрия Журавлёва.

Но вообще любая национальная кулинарная традиция живёт не в ресторанах, а на домашних кухнях. Если вам интересна классическая русская кухня, рекомендую, во-первых, обзавестись “Практическими основами кулинарного искусства” Пелагеи Александровой-Игнатьевой — по-прежнему нашим лучшим кулинарным учебником. А во-вторых, подписаться в VK на “Хроники русской кухни” Д. Журавлёва. В обоих случаях вы найдёте большое количество проверенных и подробных рецептов, блюда по многим из которых получатся даже с первого раза».

Антон Истратов
шеф-повар ресторана «Ухват»

«Для нас традиционная кулинария, скорее, источник идей. Парадокс, но в Москве ресторанов русской кухни довольно мало, поэтому говорить о моде сложно. Мы же искренне верим: нужно чтить и уважать свои традиции. Отсюда и желание черпать из них вдохновение для новых блюд. Отсюда и наши три дровяные печи: немногие ведь вдаются в подробности, но русская кухня — это не про блюда, а про методы приготовления. Мы хотели максимально точно повторять старинные техники длительного томления, выпекания хлеба и приготовления других блюд с дымком. Печки-кормилицы не подвели: в 2022 году концепт отметил гид MICHELIN».

Ещё вопрос, который возникает при словах «традиционная кухня», — можно ли сейчас в точности реконструировать старинные блюда и понравился ли современникам их вкус? Подходить к забытой еде, как к музейному артефакту, или дать ей новую, современную жизнь?

Максим Марусенков, историк кулинарии:

«В теории реконструировать можно блюда любой эпохи, но чем дальше вглубь времен, тем меньше точности. Главная проблема реконструкторов — кардинально изменившийся набор, состав и качество современных продуктов. Скажем, до наших дней не уцелел ни один исторический сорт белокочанной капусты: уже не получится заквасить сабуровку или коломенку, а затем приготовить из неё в печи исторические щи. Та же проблема с правильно засоленными огурцами старых сортов; московскими калачами и сайками из особой, крупитчатой пшеничной муки и — непременно — мытищинской воды; даже с яблочной пастилой — для её приготовления понадобится достаточное количество хорошей антоновки, русская печь, качественный натуральный мёд и много часов утомительного ручного труда. Разумеется, так заморачиваться мало кто хочет, поэтому в результате получается “то, да не то”. Новоиспечённые реконструкторы быстро охладевают к процессу, уверив себя и окружающих, что наши предки слаще морковки ничего не едали».

Антон Истратов, шеф-повар ресторана «Ухват»:

«Аутентичная русская кухня — такая, какой её знали наши предки, — сегодня многим на вкус могла бы показаться очень специфичной, и дело совсем не в мастерстве поваров. То, что в прошлые века находили вкусным, современного человека может очень удивить, да и продукты за последние пару сотен лет сильно поменяли вкус благодаря усилиям селекционеров.

Но мы придерживаемся примерно одной стратегии: сначала пробуем приготовить блюдо в оригинальном исполнении. Если же вкус оказывается слишком своеобразным, изначальный рецепт приходится адаптировать. Но вместе с тем мы стремимся сохранить его философию и акценты. В меню такую еду собрали в особый полноценный раздел — «Старорусские блюда», где ещё и знакомим гостей с их историей. В каждом есть что-то, что помогает приоткрыть одну из граней русской кухни».

А что вы думаете по поводу возрождения традиционных народных кухонь — хотелось бы узнать больше о блюдах, пробовать их в кафе и ресторанах, готовить самим? Ищете ли вы кулинарные специалитеты во время путешествий? Поделитесь историями и находками в комментариях.

Сохранил 1 человек
Скидка 20% на 6 товаров из ВкусВилла
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров
Еще интересно
Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде
Тренд на фольклор и почему вокруг заговорили о культурном коде
16
5,42k
6
Тренд на русский фольклор: запах деревянного дома, сказки или поиск самого себя Тренд на русский фольклор: запах деревянного дома, сказки или поиск самого себя
Тренд на русский фольклор: запах деревянного дома, сказки или поиск самого себя
4
2,35k
4
Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года
Русский фольклор в моде: как лапти, понёвы и кокошники вошли в гардеробы 2025 года
10
2,89k
5
Тест: из какой вы русской сказки Тест: из какой вы русской сказки
Тест: из какой вы русской сказки
161
16,66k
114
Сейчас обсуждают
Как гусеница Изольда узнала, что не умеет отдыхать
Как гусеница Изольда узнала, что не умеет отдыхать
438
51,19k
143
Тренд на комфорт фуд: как простая еда стала лекарством от стресса
Тренд на комфорт фуд: как простая еда стала лекарством от стресса
18
4,72k
48
Гастропровал: как я год жила в Стамбуле и пыталась полюбить турецкую кухню
Гастропровал: как я год жила в Стамбуле и пыталась полюбить турецкую кухню
98
12,07k
60
Пробуем необычные новинки: вок из харусаме, покет-сэндвич и мыло с санталом
Пробуем необычные новинки: вок из харусаме, покет-сэндвич и мыло с санталом
5
3,09k
16
Присоединяйтесь к читаюЩИм и обЩИтельным
Вступить в канал
Эксперимент: готовим мороженое из авокадо и не только
Эксперимент: готовим мороженое из авокадо и не только
18
6,08k
18