В 2021 году на Netflix вышел первый сезон «Игры в кальмара», а через 3 месяца сериал стал самым просматриваемым на платформе. Уже 27 июня зрители увидят его третий, заключительный сезон. В честь этого разберём сюжет, чтобы, как в школьном сочинении, понять, что хотел сказать автор.
Осторожно: спойлеры.

Так Сон Ки Хун по-крупному задолжал местным ростовщикам, запустив проблему настолько, что отменяет медицинскую страховку мамы ради очередной попытки «навариться». Это выходит ему боком: ставка не сыграла, а женщина тяжело заболевает. В порыве семейной ссоры Сон по-детски клянется маме, что найдёт деньги на лечение любой ценой.
Предыстория
Создатель, режиссёр и сценарист сериала Хван Дон Хёк поделился с журналистами, что в процессе съёмок первого сезона потерял от стресса несколько зубов. Тем не менее он продолжил снимать следующие сезоны. На вопрос, почему так делает, лаконично ответил: «Деньги». И только потом добавил, что не закончил историю.
Первый драфт сценария Дон Хёк написал ещё в 2008 году, когда жил вместе с матерью и столкнулся с сильными финансовыми трудностями. Много лет не мог найти инвесторов, но в 2019 году компания Netflix заинтересовалась его идеей.
«Я хотел написать историю, которая станет аллегорией или басней на современное капиталистическое общество. Что-то изображающее конкуренцию в экстремальном виде. Но при этом я хотел использовать персонажей, которых мы все встречаем в реальной жизни», — делится Хван Дон Хёк.
Детский сад, ясельная группа
Экстерьер «Игры в кальмара» нарочито детский. В сериале нет разделения женщин и мужчин: все спят вместе в одной большой спальне для тихого часа. Комнаты декорированы под детские площадки. Еда, выносимая по расписанию, подана в судочках — будто приготовлена мамой на обед, чтобы ребёнок взял с собой.
По словам режиссёра, знакомый нам сеттинг детства упрощает восприятие персонажей и посыла сериала. И в то же время выделяет проект среди других триллеров.
Контраст жестокости и «детскости» определяет сюжет. Испытания происходят не в комнатах пыток, а на фоне голубого нарисованного неба и каруселей. Даже гробы, в которых выносят тела проигравших, пусть и чёрные, но с розовой лентой и бантом. Такая вот инфантилизация насилия.
В конце первого сезона мы узнаём причину: О Иль Нам, создатель Игры, хотел перед смертью вернуться в самое счастливое и беззаботное время своей жизни. А потому и придумал испытания, где люди будут сражаться за деньги в его любимые детские игры.
«Когда я был ребёнком, что бы я ни делал со своими друзьями, мне всегда было настолько весело, что я терял счёт времени. Я хотел почувствовать то же самое ещё раз перед смертью. Что-то, что ты никогда не сможешь испытать, если ты лишь наблюдатель», — говорит Иль Нам Ки Хуну.
Иль Нам умирает, но Игра продолжается.
В первом сезоне Сон Ки Хун побеждает, но деньги не делают его счастливым. Во втором он возвращается в Игру — уже для того, чтобы прекратить издевательства над людьми, которым и без того пришлось несладко.
Доширак и школьные столовые
Еда в сериале поддерживает образ персонажей: их социальный статус и финансовое положение.
В начале первого сезона, до начала Игры, Сон Ки Хун ведёт дочь в забегаловку поесть токпокки. Это рисовые клёцки в остром или сливочном соусе — популярный и недорогой стритфуд. Лучшее, что может себе позволить Ки Хун в день рождения дочери.
С приходом в Игру рацион Сон Хуна остаётся скудным. Участников кормят едой в коробочках, которые в Корее называются «доширак», — это один из самых простых и дешёвых вариантов готовых обедов. Он состоит из риса, небольшого количества овощей и кимчи, яиц и иногда мяса. В корейских школах и садах доширак часто дают детям с собой.
Пока в вип-ложе подают изысканные блюда, игроки едят детские обеды и закуски: варёную кукурузу, небольшие хлебобулочные изделия, кимбап (ролл с рисом, овощами и ветчиной или другим наполнителем), молоко.
Кстати, в первом сезоне, который, как говорят авторы сериала, был создан чисто для корейской аудитории, молоко показано в маленьких бутылочках — в таком виде его продают в супермаркетах и подают детям в школьных столовых. Во втором сезоне оно уже в картонной упаковке — более привычной форме для западной аудитории, так как на тот момент «Игра в кальмара» получила мировую популярность.
Но это всё ещё закуски, а не полноценный приём пищи. У игроков, как у детей в школьных столовых, выбор один: есть то, что дают, либо остаться голодным.
Только в конце у них появляется возможность набить желудок. Перед финальной игрой троим выжившим выдают чистую одежду, накрывают стол, подают доселе недоступную еду — но аппетита нет.
«Ты знаешь, что общего у кого-то без денег с тем, у кого их слишком много? Жизнь перестаёт быть весёлой. Если у тебя много денег, то не имеет значения, что ты покупаешь, сколько ты ешь и пьёшь, — в конце концов всё становится скучным», — делится Иль Нам с Ки Хуном.

Хлеба и зрелищ
В начале второго сезона вербовщик в игроки, тот самый, что предложил Сон Ки Хуну сыграть в ттакчи (аналог «сотки»), покупает сто упаковок хлеба и сто лотерейных билетов. Он направляется в парк и предлагает бездомным выбор: еда или шанс выиграть деньги.
Большинство из них предпочитают лотерейный билет, но не выигрывают ничего. Остатки хлеба вербовщик бросает на землю и топчет. На вопрос, зачем это делает, отвечает, что это не он сейчас тратит еду впустую, а они.
Вербовщик тычет людей носом в тот факт, что даже в таком плачевном положении, в котором находятся бездомные, они всё равно выбирают не еду, так нужную им для жизни, а иллюзорную возможность разбогатеть. Как и игроки в обоих эпизодах сериала.
В конце первого сезона Ки Хун выбирает не ехать к дочери в США, а разыскивать тех, кто продолжает проводить Игру. Он идёт на поводу своей любви к азартным развлечениям, к ощущениям, которые они ему дарили.
«Ты любишь скачки? — спрашивает у Ки Хуна человек в маске. — Вы — это лошади. Лошади на скачках».
Ки Хун возвращается во втором сезоне, потому что Игра его не поменяла.
Посмотрим, что нового в сюжет принесёт третий, заключительный сезон сериала. А как вам «Игра в кальмара»? Поделитесь впечатлениями и мыслями в комментариях.