Серафима Красникова — актриса (вы могли видеть её в сериалах «Аутсорс», «Беспринципные», «Ненастье», в фильмах «Пара из будущего», «Блондинка», в спектакле «Последнее лето» Театра Наций и др.), театральный режиссёр и художник-портретист. Портреты она пишет не на холстах, а на хлебе, её работы можно увидеть на выставках и мероприятиях в Москве и Суздале. «Щи» поговорили с Серафимой о том, как случайный рецепт в интернете сделал её пекарем и о похожести хлеба и людей. Должны предупредить: во время и после прочтения этого текста у вас может возникнуть сильное желание съесть хлеб.
В детстве я всё время занималась творчеством: рисовала, играла на фортепиано, пела, сочиняла стихи. Поэтому и пошла в театральный институт — это синтетическое искусство, в котором много разных занятий. А ещё мне всегда нравилось работать с людьми, с их лицами. Это помогает в театре и кино. И это в итоге привело к появлению проекта Breadportrait. То, что он со мной случился, я вообще считаю чудом.
В 2020 году, когда всё и все закрылись на карантин, я уехала жить на дачу к родителям. Готовить всегда любила, но о том, чтобы самой испечь хлеб, никогда не думала. Ничего не знала ни о закваске, ни о муке, ни о тесте. И в какой-то весенний день случайно увидела в инстаграме (продукт компании «Мета», которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ - прим.ред.) рецепт закваски от какого-то англичанина: он показывал, как её выращивать. Мне это так понравилось, я взяла муку, воду и молоко, смешала, как было предписано, убрала в красивую баночку, подкармливала закваску, и через несколько дней она увеличилась в объёме. На этой закваске я испекла хлеб, рецепт тоже нашла в инстаграме (продукт компании «Мета», которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ - прим.ред.).
Вдохновлялась тогда рецептами пекарей из Англии, Швеции, Норвегии и Италии. Во время пандемии это был способ виртуально путешествовать и узнавать культуру (в том числе и гастрономическую) других стран. По рецепту нужно было перед выпечкой сделать на тесте разрез. Я сделала, но решила не останавливаться на стандартном продольном и нарисовала на хлебе лицо. Получилось классно, я поняла, что если добавить муки, на хлебе можно нарисовать прямо чёткий портрет. Эту буханку мы с семьёй съели, и я продолжила эксперименты: начала погружаться в процесс выпечки, пошла учиться работать с заквасками и тестом, пробовала разные рецепты, разную муку, купила разные прибамбасы: каменный под для духовки, расстоечные формы, лезвия. Так у меня появилась домашняя мини-пекарня.
Я думаю, что хлеб меня вообще изменил. Символично, что моей любимой в детстве была сказка Ганса Христиана Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб». По сюжету сказки героиня, не желая запачкать башмачки, наступила на хлеб и провалилась в ад. Проведя там целую вечность, она раскаялась и превратилась в птичку, которая по крошке собрала тот самый хлеб и таким образом достигла царствия небесного. Недавно я перечитала сказку и удивилась этому символизму.
Выпечка хлеба — это очень сложный и долгий процесс. Он начинается с приготовления закваски. Это, по сути, дрожжи, но живые. Сначала закваску нужно вырастить, постоянно кормить, следить за ней. Потом необходимо замесить тесто — тут тоже есть свои нюансы. И хлеб для еды, конечно, отличается от предназначенного для портретов. Хлеб-холст более плотный — иначе рисунок после выпекания на нём не сохранится. Ещё я придумала рецепты для цветного хлеба — для окрашивания, кстати, беру во Вкусвилле куркуму (удобно, что она в пакетиках) и свёклу варёную, с ней не нужно заморачиваться. Тыкву или солод тоже иногда использую в качестве красителей. Солод придаёт хлебу очень красивый тёмно-коричневый оттенок. Проще было бы использовать искусственные пищевые красители, но мне больше нравится работать с натуральными.
На хлеб уходит много времени, физических и духовных сил. На подготовку и кормление закваски нужно 5–7 дней, ещё сутки — на приготовление хлеба: от замеса до выпечки.
Рисунки — это отдельный процесс, потому что в каждом — образ, который я беру из жизни. Я не делаю портреты конкретных персон, скорее наоборот. Мои портреты на хлебе — цитата цитаты, это собирательный образ из собирательных образов, я совсем не стремлюсь передать точные черты людей, но стараюсь передать ощущение от того или иного человека.
Поначалу я пыталась продавать свой хлеб (покупатели пришли просто из первого же поста в Facebook (продукт компании «Мета», которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ - прим.ред.), брала заказы, делала свадебные караваи, а однажды мне даже заказали хлеб с портретом собаки.
В какой-то момент, когда у меня стало много работы в кино и театре, я отошла от выпечки и проекта Breadportrait. Но как-то так получалось, что мой гастропроект не давал шанса забросить его совсем и будто бы сам себя продвигал. Вообще, сколько бы раз я не пекла хлеб, ни разу не управляла этим процессом. Скорее хлеб сам меня направляет, и я до конца никогда не знаю, какой рисунок у меня получится. Хлеб, одним словом, живёт свою собственную жизнь, и мне это нравится. В нём — энергия, сила, а я просто следую за ним и привношу новые смыслы.
Работая с хлебом я изучаю не только технические детали, но и культурологические. Так, для выставки в особняке Демидова «Будущее воспоминаний» я делала хлеб с портретами владельцев этого дома и изучала историю пекарей-басманников.
По одной из версий, Басманные улицы в Москве получили название от профессии пекарей-басманников. Они готовили белый пшеничный хлеб — «басман», названный по клейму, которое ставили на каждую булку. В XV–XVII веках такой хлеб на закваске поставлялся ко двору для государевых людей, послов и стрельцов. Он получался очень плотным и долго не черствел в походах.
Работа для особняка Демидова — мой первый перформативный опыт, когда хлеб хранится очень долго, и можно наблюдать за его трансформациями. И тут тоже легко провести параллели с человеческими лицами: на открытии выставки в декабре они были румяными, подтянутыми, от хлеба исходил невероятный аромат. Cо временем лица трансформируются, «плывут», стареют, запах тоже меняется — он остаётся хлебным, но иным: более выдержанным, похожим на букет многолетнего вина. В зависимости от условий «жизни» хлеб может зачерстветь, раскрошиться или заплесневеть. В особняке Демидова сухо, а у меня дома ещё суше, и хлеб превращается в прах. Мне и самой интересно, что в итоге станет с этими выпеченными лицами.
Выставка «Будущее воспоминаний» в Москве работает до 25 апреля. Сходить туда можно бесплатно, но по предварительной регистрации на сайте проекта.
Иногда люди недоумевают, как можно есть хлеб с лицами. Пока я не сталкивалась с осуждением по этой причине, но, если бы пришлось, наверное бы сказала, что каждый решает сам, как относиться к хлебу. Кто-то может его не есть и хранить как картину, кто-то может заморозить, кто-то сделает бутерброд или съест всю булку в один присест, пока несёт из пекарни домой. Человек — это сложная структура. Она и тёмная, и светлая, и разная. И хлеб тоже дуален и этим похож на человека.
Хлеб — это такой продукт, к которому сложно относиться плохо. А ещё от него сложно отказаться. Когда человек предлагает хлеб, он как бы приглашает тебя в свой круг, как бы говорит: «Я тебе доверяю». Я очень люблю людей, жизнь в разных деталях и многообразии. И для меня хлеб — то, что даёт мне возможность узнать больше людей, их соединить и объединить. Для меня это проект про человека, прежде всего мне интересно изучать реакции людей на него.
Я долго думала о том, чтобы превратить это дело в бизнес, но поняла, что как только оно встанет на промышленные рельсы, что-то важное потеряется. Даже если взять рисование разрезами: я могла бы этому учить, но это очень личный процесс. Пока отношусь к нему очень ревностно, с антропологическим интересом.
Где самый вкусный хлеб в Москве? Мне нравится хлеб из пекарни «Батон». Я делаю свой хлеб в их мастерской, у них потрясающий продукт. Могу смело его рекомендовать. Ещё мне нравится пекарня «Валико», хлеб из «Городского батона». Накануне Пасхи в этой пекарне можно будет увидеть и попробовать хлеб с лицами по рецептам Серафимы Красниковой и расписанные ей куличи.
Во Вкусвилле мне тоже несколько вариантов хлеба нравятся, например «Тартин зерновой», его тоже пекут на закваске.
Вижу, как растёт внимание к хлебу, люди больше им интересуются. Раньше мы знали только белый и чёрный, его штамповали на заводах. Сейчас есть огромное разнообразие, и, на мой взгляд, люди к выбору хлеба и вообще еды стали относиться осознаннее, они больше погружаются в информацию о том, из чего сделаны продукты. Всё больше людей понимают, что качественный хлеб на закваске вполне вписывается и в диетический рацион, что это источник углеводов и полезных бактерий.
Я очень люблю есть хлеб. Мой любимый способ — просто налить в тарелочку хорошего оливкового масла, капнуть туда бальзамического уксуса и макнуть кусок свежеиспеченного хлеба на закваске. Всё гениальное (как и самое вкусное) — просто.
Скидка 20% на 6 товаров из ВкусВилла
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров