«Хмуро ушёл Сиддхартха в принадлежавший ему сад, закрыл калитку и сел
под манговым деревом, ощущая в сердце смерть и в груди тоску».
Герман Гессе «Сиддхартха»
Шива любил свою жену Парвати. Шива шёл к ней с плодом манго в руках. Шива обронил его наземь. Выросло дерево манго. Люди увидели дерево с плодами богов.
Родиной манго принято считать Индию. А Шиву называют создателем манго, хоть и мифическим. Любовь, страсть, мудрость, благородство, жизненная сила — лишь малая часть метафор, которыми люди наделили манго за всю историю его существования. Склонность к наполнению смыслом всего, что приносит радость и счастье, кажется естественным проявлением установления связи человека с окружающим миром. Но почему такую важную символическую роль обитатели Земли отводят именно манго, а не любому другому дереву или фрукту?
В индуистской мифологии манго, как можно заметить, упоминают чаще (и в то же время более возвышенно), чем, например, яблоко в христианстве. Манго многослойно и многофункционально. Оно возникает как символ плодородия (у Шивы), дарует знание богу мудрости Ганеше и в то же время олицетворяет объекты желания.
Ведический бог любви Кама стреляет цветочными стрелами в богов и людей, вызывая страсть, любовь и все оттенки радужной цветовой партитуры. Считается, что одна из его стрел содержит цветок манго, и это особенно сильное оружие.
Описание этой силы можно найти в пьесе санскритского драматурга IV века Калидасы «Шакунтала»:
Первая служанка: О, маленькая пчёлка, ты знаешь, что кукушка сходит с ума от радости, когда видит цветок манго.
Вторая служанка: (радостно) О, неужели весна уже пришла?
Первая служанка: Да, маленькая пчёлка. И это то время, когда и ты начинаешь кружиться в радостном безумии.
Вторая служанка: Подержи меня, дорогая, пока я встану на цыпочки и предложу этот цветок Любви, божеству.
Первая служанка: Если я это сделаю, ты должна дать мне половину награды за подношение.
Вторая служанка: Это само собой разумеется, дорогая. Мы две — одно целое. (Она опирается на подругу и берёт цветок манго.) О, смотри! Цветок манго ещё не раскрылся, но уже сломал свою оболочку, и потому он уже ароматен. (Складывает руки вместе.) Я поклоняюсь могущественной Любви.
О веточка манго, даю тебя Любви,
Как стрелу для его лука,
Самую сильную из его пяти стрел,
Чтобы она поразила девичьи сердца.
Жители тропических стран до сих пор не просто едят манго с удовольствием, но и продолжают обожествлять его. У буддистов и индуистов есть обычаи закладывать манго в основание дома при постройке: плод приколачивают длинным гвоздём сквозь косточку. Говорят, это обеспечивает процветание и защиту всем жителям дома. Ещё буддисты часто приносят манго в храмы в качестве подношения или дарят друг другу на праздники.
Индуисты во время Нового года подвешивают свежий плод манго на входной двери, чтобы в дом приходили счастье и благословение. А ещё жители Индии чистят зубы манговыми ветвями во время священных праздников.
22 июля Индия отмечает Национальный день манго. Праздник был утверждён в 1987 году Национальным советом по садоводству.
Будда под манговым деревом
Метафора также частая стилистическая фигура буддистского учения. Будда стремился донести свои сложные понимания мироздания до людей, используя простые метафоры. И манго как символ сыграло важную роль в этом.
Так начинается история Гаутамы Будды: беременная Майя была в пути к дому своих родителей в Лумбини (современная территория Непала). У неё начались родовые схватки. Она родила сына в саду под деревом. Одни источники утверждают, что это было дерево манго, другие называют ашок или плакшу (белый инжир).
Известно, что Будда достиг просветления под деревом пипал, поэтому художники его часто изображают в форме листа этого дерева. Но после того как Будда отказался от мирской жизни и начал путешествовать, проповедуя своё учение, он часто останавливался в манговых рощах, которые были распространены в Гангской долине. В Варанаси, важном центре культуры и манговых садов, Будда читал свои проповеди, включая первую крупную речь в Сарнатхе, среди природы.
Будда под манговым деревом — образ, который встречается около 10 раз в романе-притче Германа Гессе «Сиддхартха». Манговые деревья были тем постоянным, что встречалось с самого детства и на протяжении всей жизни у Сиддхартхи.
«Весь день просидел он под манговым деревом, думал о своем отце, думал о Говинде, думал о Готаме. Для того ли он оставил их, чтобы сделаться Камасвами? Он всё ещё сидел там, когда спустилась ночь… и взглянул вверх, на звёзды, и подумал: “Вот я сижу тут, под моим манговым деревом, в моём саду”. Он чуть усмехнулся: что же, необходимо это, правильно это, разве не дурацкая это игра, что вот он — владелец мангового дерева, владелец сада? С этим тоже было покончено, это тоже умерло в нём. Он поднялся, попрощался с манговым деревом, попрощался с садом. Так как весь день он ничего не ел, то почувствовал сильный голод и подумал о своём городском доме, о накрытом обеденном столе, о своей спальне и постели. Устало усмехнувшись, он покачал головой и простился со всем этим».
Манго также упоминается в Джатаках — рассказах о прошлых жизнях Будды. В одной из них Будда увидел, как плодоносящее манговое дерево было обобрано толпой. Тогда он сравнил увиденную картину с процессом, как правители теряют своё иллюзорное богатство. Это вдохновило Будду отказаться от мирской жизни.
В жизни Сиддхартхи есть ещё один интересный момент, когда манго проявляется как символ страсти и желания, а не возвышенности и мудрости.
История о куртизанке Амрапали
Влиятельные мужчины из Вайшали собирались пригласить Будду к себе, чтобы услышать его учения. На пути они встретили местную куртизанку Амрапали, которую презрительно назвали «манговой женщиной», потому что в её саду росли деревья манго. Прозвище Амрапали принято считать некоторым эвфемизмом для женщины лёгкого поведения.
За издёвку она отомстила богатым мужчинам Вайшали и пригласила Будду к себе. В своём роскошном доме она предложила Будде свою манговую рощу для распространения Дхармы. Некоторые версии утверждают, что она предложила ему всё, что у неё было. Будда принял её дары. Позднее, когда женщины получили доступ в монастыри, Амрапали отказалась от мирской жизни, став монахиней-бхиккуни, и обрела покой, которого не находила в славе и внимании, которое привлекала её красота.
В старейшем учении буддизма школы Тхеравада также содержатся воспоминания учеников Будды о его наставлениях. В одном из текстов под названием «Пуггалапаннатти» четыре типа манго становятся аллегорией для четырёх типов людей, противопоставляющих внешность и реальность.
Во-первых, манго может казаться спелым, но быть неспелым;
во-вторых, оно может казаться неспелым, но быть спелым внутри;
в-третьих, манго может казаться неспелым и быть неспелым;
наконец, манго может быть спелым как снаружи, так и внутри.
Миграция манго
Со временем из Индии манго постепенно начало проникать в соседние государства и расширять своё культурное влияние. По одной из версий, странствующие буддийские монахи способствовали распространению сладкого фрукта среди жителей соседних государств: приблизительно в V веке до н. э. они привезли его в Малайзию и Восточную Азию.
Персидские торговцы организовали поставки манго на Ближний Восток и в Африку. Оттуда фрукт продолжил путешествие на португальских кораблях до Бразилии. В Северную Америку манго попало в 1830–1880 годах. Примечательно, что упоминание спелого плода нашли даже в записях великого полководца Александра Македонского во времена его индийских походов (в 327 году до н. э.). Вероятно, Александр и его солдаты стали первыми европейцами, которым довелось попробовать фрукт.
В XVIII веке слово «манго» было глаголом, означающим «мариновать». Когда манго впервые привезли в американские колонии, его приходилось мариновать для хранения. Другие маринованные фрукты тоже называли манго, но со временем само слово изменило значение.
Постепенное распространение приводило к культивации манго, со временем люди стали экспериментировать с созданием новых сортов.
Манго Альфонсо
Известный как «король манго» сорт является частью национальной гордости Индии. Его почти невозможно вырастить за пределами страны, а при экспорте он стоит огромных денег. Название сорта происходит от имени португальского генерала Афонсу де Албукерке, который колонизировал западную Индию в XVI веке. Португальцы способствовали популяризации прививки манго, что и привело к созданию сорта Альфонсо. Наслаждение этим манго — в то же время наслаждение результатом колониальной торговли, которая распространяла экзотические товары по всему миру.
Индийская писательница Урви Кумбхат рассуждала в своём эссе о понятии «поэзии манговой диаспоры». Термин стал обозначением для стихов, которые обращаются к образу манго как романтизированному символу родины.
По словам Кумбхат, манго занимает неустойчивое положение между символом и изысканным плодом, особенно в литературе диаспоры. В южноазиатской культуре манго стало метонимией родной страны, символом ностальгии, связанной с потерей, принесённой миграцией.
Например, в стихотворении бангладешско-американской поэтессы Тарфии Файзуллы «Автопортрет как манго» фрукт становится одновременно и оружием, и средством защиты позиции автора за пределами родины. Поэтесса агрессивно рассуждает о восприятии себя другими через шаблоны западной культуры.
Дворец манго в Каире
В Египте же манго появилось около 200 лет назад благодаря правителю Мохамеду Али-паше. Во время одного из своих путешествий на Цейлон в начале XIX века он вернулся с манговыми семенами и посадил их в своём дворце в Каире.
С правителя брала пример знать. Поэтому большинство первых манговых деревьев были посажены по всему Египту сперва во дворцах, но со временем растения попали в руки обычных людей и стали использоваться в частном и коммерческом сельском хозяйстве.
Мухаммед Али Египетский с тех пор питал неистовую любовь к манго. Фруктовое дерево было олицетворением роскоши, его плоды — редким лакомством, прибывающим с иностранных берегов и предназначенным исключительно для эшелонов власти и элиты. Сочная сладость манго стала символом зарождающейся династии Мухаммеда Али, которая просуществует более 150 лет.
Одни из самых старых манговых деревьев в Египте до сих пор можно найти в саду дворца Шубра, где сейчас располагается сельскохозяйственный факультет Университета Айн-Шамс.
Плод обжигает сам себя
Сегодня Египет — одна из стран, откуда приезжает манго на российский рынок. Плоды собирают вручную, и здесь важно соблюдать осторожность.
Когда плод срывают с дерева, из места разлома начинает течь белый сок. Если он попадёт на манго, то на шкурке останутся чёрные пятна: по сути, плод обжигает сам себя. Поэтому при сборе фрукты обязательно переворачивают местом срыва вниз и укладывают в песок. В таком положении манго должно полежать около получаса, чтобы весь сок ушёл в землю. Лишь после этого фрукт укладывают в ящик.
Культ, мания, Китай
В августе 1968 года министр иностранных дел Пакистана Миян Аршад Хуссейн отправил ящик с манго сорта Синдри в качестве подарка Мао Цзэдуну. Китайский лидер не стал пробовать экзотический фрукт и велел передать ящик рабочим.
Щедрый жест своего вождя люди восприняли с благоговейным трепетом — практически как божественный дар и проявление величайшей любви и заботы о народе. Фрукты стали перевозить и демонстрировать по всей стране, несмотря на то что они портились от долгого хранения и жары.
Дошло до того, что в КНР начали изготавливать восковые копии манго, выставлять их в витринах для поклонения, наносить изображение фрукта на значки с портретом Мао. Фотографии с манго становились объектом почитания. Говоря современным языком, широкий жест вождя запустил массовое изготовление манго-мерча.
А 1 октября 1968 года во время парада в честь Национального дня Китая на площади Тяньаньмэнь был продемонстрирован гигантский поплавок в форме корзины с манго. События, связанные с необычным путешествием фрукта по Китаю, вошли в историю как «манговая лихорадка» или «культ манго».
Сейчас манговые деревья растут во всех странах с тёплым и влажным климатом: от Таиланда до Доминиканы. Но на позиции лидера по выращиванию фрукта ожидаемо остаётся Индия, где производится 65 % от мирового урожая этих плодов. Манговые плантации занимают в государстве миллион гектаров земли.
Однако индийские сорта практически не доезжают до нас. В России популярность фрукта началась только в 2000-х, когда туристы, вкусившие плод во время отпуска, захотели получить возможность наслаждаться этим и у себя дома. Сегодня божественное манго в Россию везут из Египта, Таиланда, Вьетнама, Индонезии, Израиля. Возможность выяснить, каковы различия сортов, мы предоставим вам — попробуйте каждый и решите самостоятельно.
-
4.8Возвращение легенды! Египетское манго снова готово покорять сердца: сладостью и сочностью, нежной безволокнистой структурой и ярким тропическим ароматом. В начале сезона плоды с лёгкой кислинкой, но п...330 ₽/кг
-
4.7Под яркой кожурой этого плода скрывается такая же насыщенно-жёлтая мякоть. Она очень сочная, не слишком волокнистая, с интенсивным ароматом и выразительным сладким вкусом. Азиатский манго универсален....523 ₽/кг
-
4.7Сочное манго Кастури из Израиля. Узнать этот сорт можно по красивой овальной форме, яркой кожуре с алым румянцем и насыщенно-жёлтой мякоти. А запомнить — по необыкновенной нежности, чарующему аромату ...454 ₽/кг
И ещё кое-что…
А было ли манго?
В 2002 году в городе Боуэн — главном центре поставок манго в Австралии — был установлен 7-тонный памятник фрукту, а в 2014 году сеть местных закусочных решила провести рекламную акцию и организовать «похищение» скульптуры. Глава городского информационного центра для туристов Пол Маклафлин заявил о пропаже в соцсетях.
Жители города организовали кампанию по поиску памятника, однако их насторожил тот факт, что полиция не спешит вмешиваться в дело. На следующий день представитель сети быстрого питания вышел на связь, сообщив, что «памятник находится в надёжных и очень больших руках», а также поблагодарил горожан за бдительность. Маркетинговый ход сработал: компания привлекла внимание к бренду, а скульптуру, конечно, вернули на место.