Не будем скрывать: тема этой статьи — манго. Сезон открыт, первые плоды жадно съедены, их сок уже отстиран с новых штанов, и теперь можно вдумчиво, кусочек за кусочком, знакомиться с разносторонним резюме этого фрукта. Как вам, например, такое: «1891 — 1903, ИП Гоген Поль Кловисович. Должность: райский плод. Обязанности: украшение мировых шедевров»?
Разобраться с этим пунктом манговой биографии и другими загадками нам помогла Настя Четверикова, культуролог и писатель, автор подкаста «Искусство для пацанчиков» — про art без снобизма.
Манго — тот самый райский плод?
Пока готовили эту статью, насчитали больше 20 полотен Гогена, где манго изображено вполне узнаваемо и даже присутствует в названии картин.
«Дело в том, что ни в одном священном тексте не написано, что райским плодом познания было именно яблоко. Поэтому одни народы предполагают, что это гранат, другие — банан, у нас яблоко, а вот по индийской мифологии именно манго было тем самым райским плодом, который бог Шива сначала потерял, а потом воссоздал на земле.
Потому-то, когда отправляешься в путешествие по райским картинам Поля Гогена, повсюду встречаешь этот плод. Вот зацените, например, его работу, хранящуюся в питерском Эрмитаже. Показать не можем, посмотрите сами, как будете в музее, или по ссылке «Женщина, держащая плод» (1893).
Или вот эта замечательная картина из Балтиморского музея.
Как мангомания захватила мир сейчас — на тарелках, в гардеробах и даже в корзинках для питомцев — рассказали в статье.
Причём связка «женщина + манго» стала появляться на полинезийских полотнах Гогена сразу и довольно часто — девиц, жён, матерей, королев и богинь сопровождает именно этот плод:
С картин на нас смотрит Новая Ева, предлагая свой «райский плод» — символы плодородия и наслаждения из экзотического мира, подальше от цивилизованной, но холодной и меркантильной Европы. Эти картины — просто клад для любителей поискать смыслы и символы (в том числе и манговые), и к ним мы ещё вернёмся, а пока…
Почему Гоген сбежал от цивилизации на остров к манго?
Поль и его коллеги — творческие люди рубежа веков — переживали сильный стресс. Почти как мы сейчас. Наука, технологии, экономика, политика — бурный прогресс одновременно вдохновлял и пугал.
— Кто мог, выплёскивал восторг и страх через творчество — рушил старое, искал новое: философию, способы самовыражения, стиль. Попытки сбежать в другие эпохи, желательно подревней, или в заповедные края стимулировало и развитие археологии, которая открывала невероятные первобытные миры и сокровища, они стали мегапопулярными, особенно в среде художников. Стрессующее общество охватил живой интерес к Востоку, Дальнему и Ближнему, джунглям, прериям, тропическим островам, многие из которых были европейскими колониями, доступными для ПМЖ.
До того как уехать в мир прекрасных «дикарок» и манго, Гоген работал биржевым брокером в Орлеане, на досуге коллекционировал импрессионистов и баловался живописью сам, растил пятерых детей вместе с женой Метте Гад. Но то ли беспокойный дух эпохи и странствий (детство провёл в Перу, хотел стать моряком и даже ходил в плавания какое-то время юнгой), то ли кредиторы, то ли ощущение, что он никакой не брокер, а истинный художник, толкали его и на остров Мартинику, и на строительство Панамского канала. В конце концов в попытках сбежать от «болезни» под названием «цивилизация» Гоген оказывается в девственных кущах Океании — сначала на Таити, потом на Хива-Оа (Маркизские острова). Вот там-то он и занялся поисками нового рая на земле: чистого, неиспорченного ханжеством и меркантильностью старушки-Европы.
— С высоты этой Сладостной Земли какими жалкими казались мне старые докучные воспоминания, эти сложные заботы о будущем, в которых изнывает городская Европа, лишённая здешнего солнца и здешних богатств, угрюмая, железная, пустая, — и этот звук монет, презренный звук убегающего времени, единственный припев, которым отмечается там ужас или удовольствие его бега. Так как Европа утратила понятие о вечности, то она не знает настоящего. Деятельность людей там поглощается заботой о неуловимом «завтра», и когда они имеют немного отдыха, — прошлое со злобной горечью воскресает в их мысли, испепеляемой сожалениями. Сожаления и угрызения, надежды и желания: они были и они будут. Но их, европейцев, никогда нет. «Ноа-Ноа. Путешествие на Таити».
На Таити, несмотря на бедность, болезни, депрессию (даже отравиться не получилось как следует), Гоген работает в полную силу — пишет более сотни полотен. А нам, кажется, пора вернуться к девушкам и манго.
Ева? Ева!
Какой же рай для Гогена — нового Адама — без Евы? Сначала в его жизни появляется Тити, затем новая «вахинэ» — жена и муза, тринадцатилетняя Техура (погодите негодовать: по местным меркам она была вполне взрослой и вышла замуж за Поля с полного согласия — своего и родителей).
«Меня пленила эта земля и её люди, простые, не испорченные цивилизацией. Чтобы создавать новое, надо обращаться к нашим истокам, к детству человечества. Ева, которую я выбираю, почти животное, поэтому она остается целомудренной, даже обнаженная. Все Венеры, выставленные в Салоне, выглядят неприличными, отвратительно похотливыми…»
У нас тоже манго круглый год — смотрите манговый календарь
— Вот и «Женщина, держащая плод» — своего рода идеализированный манифест того, что искал Поль Гоген в Полинезии. Метте к тому времени давно забрала детей и уехала к маме в Данию, Европа грозила векселями, а тут непритязательная жизнь в шалаше, буйство джунглей, любовь, наслаждение, семья — только руку протяни, и сочный плод твой. На самом деле оказалось, что столица Таити Папеэте не такой уж рай. И даже на краю географии прожить без денег невозможно, особенно если в твоей хижине юная Ева. Но Гоген не унывал — окружающий мир вдохновлял и предоставлял в избытке сюжеты на заданную тему.
Запретный плод
Полинезийская Ева предстаёт уже в амплуа если не богини, то божественной возлюбленной (и снова в окружении манго!) на полотнах-одногодках «Её зовут Вайраумати» (ГМИИ им. Пушкина, Москва) и «Семя Ареои» (Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Сюжет обеих картин один и тот же: женщины на каждом полотне изображены практически в одинаковых позах, на ложах-алтарях. Всё подготовлено для встречи божественного возлюбленного: красивые ткани и, конечно же, запретные райские плоды — спелые, румяные манго.
Что приготовить из манго: рецепты блюд, которые перенесут в тропики прямо сейчас
— И его глаза, ещё зачарованные роскошью человеческих тел, ищут среди этой ликующей природы Женщину, которая была бы душой этого леса. Ему чудится золотистая Ева… — золотокожая Ева, царица-дитя и богиня-дикарка, под пышным балдахином зелени, на ковре из листьев и трав». « Ноа-Ноа. Путешествие на Таити».
— Вайраумати — земная подруга воинственного бога Оро, от союза с которой начался род Ареои. Эту историю Гоген услышал от своей таитянской возлюбленной Техуры и загорелся сюжетом: вот она, полинезийская Ева, мать общества, свободного от предрассудков.
Сакральность сюжета подчёркивает поза Вайраумати из ГМИИ им. Пушкина — явная отсылка к изображениям богинь. На этой же картине есть и фигура мужчины, но судя по жесту и тоскливо-задумчивому выражению лица, это вряд ли сам Оро. Это взгляд простого смертного на желанное — хороша Маша, да не наша. Обязательно сходите в Пушкинский, посмотрите на оригинал картины «Её зовут Вайраумати».
Ареои, о которых рассказывает Гоген, были весьма влиятельным обществом в Полинезии. Теоретически, в него через посвящение мог вступить любой свободный человек (существовала ещё и каста «крепостных»), но в основном в него входили представители аристократии. Ареои считались хранителями табу, посредниками между богами и смертными, поклонялись плодородным силам природы, внутри общества царили идеалы свободной любви и неограниченные сексуальные связи — этакая полинезийская богема с сакральным подтекстом. Миссионеры, конечно, активно боролись с таким культом и моралью, поэтому ареои ушли в подполье и вершили свои ритуалы тайно примерно до середины XIX века.
Вы тоже можете устроить вечеринку в духе Океании — держите 7 рецептов гавайской кухни
Но даже вне культа ареои женщины Полинезии были бóлее значимы в общине, пользовались бóльшей свободой, чем европейки, — на Таити и других островах с древних времён царил матриархат. И в целом полинезийки были более раскрепощёнными: они могли сами выбирать мужей и любовников, а супружеская неверность не считалась чем-то аморальным — зов природы, естественный и небезобразный. Всё это щекотало воображение и будило вдохновение Гогена.
Что художественно почитать:
— биографию Гогена взял Сомерсет Моэм для романа «Луна и грош» о непростой судьбе простого английского брокера, заболевшего живописью и проказой.
Что интересно посмотреть:
— «Найденный рай» (2003) — фильм о жизни Гогена на Таити и отношениях с женой-датчанкой.
— «Дикарь. Гоген. Путешествие на Таити» (2017) — также полинезийские главы гогеновской биографии. Актёрская игра Венсана Касселя — просто ломтик манго.
— Манго у Гогена — это символ женского начала. Но кроме сцен с таитянскими Евами, фрукт присутствует на многих полотнах — это и бытовые зарисовки, и натюрморты.
Может быть, потому что этот плод, полный сока и солнца, как нельзя лучше демонстрирует краски жизни и её мимолётность, важность текущего момента? Бери и ешь, пока он в пике вкуса, чувствуй, наслаждайся. Гоген, кажется, научился этому искусству:
Источники: theartnewspaper.ru; newestmuseum.ru.