Читайте со вкусом
Авторизуйтесь по номеру телефона, чтобы не потерять любимые материалы Медиа и получить карту лояльности ВкусВилла, если у вас её нет. А ещё вы сможете:
  • Комментировать материалы и делиться своим мнением
  • Добавлять материалы в Избранное и легко находить сохранённые статьи, рецепты и подкасты
  • Предлагать идеи для статей и публиковать свои рецепты
Почему на картинах Поля Гогена так много манго

Почему на картинах Поля Гогена так много манго

211
Почему на картинах Поля Гогена так много манго

Не будем скрывать: тема этой статьи — манго. Сезон открыт, первые плоды жадно съедены, их сок уже отстиран с новых штанов, и теперь можно вдумчиво, кусочек за кусочком, знакомиться с разносторонним резюме этого фрукта. Как вам, например, такое: «1891 — 1903, ИП Гоген Поль Кловисович. Должность: райский плод. Обязанности: украшение мировых шедевров»?

Светлана Завалишина
третий сезон постигает мангодзен

Разобраться с этим пунктом манговой биографии и другими загадками нам помогла Настя Четверикова, культуролог и писатель, автор подкаста «Искусство для пацанчиков» — про art без снобизма.

Манго — тот самый райский плод?

Пока готовили эту статью, насчитали больше 20 полотен Гогена, где манго изображено вполне узнаваемо и даже присутствует в названии картин.

Настя Четверикова
Культуролог

«Дело в том, что ни в одном священном тексте не написано, что райским плодом познания было именно яблоко. Поэтому одни народы предполагают, что это гранат, другие — банан, у нас яблоко, а вот по индийской мифологии именно манго было тем самым райским плодом, который бог Шива сначала потерял, а потом воссоздал на земле.

Потому-то, когда отправляешься в путешествие по райским картинам Поля Гогена, повсюду встречаешь этот плод. Вот зацените, например, его работу, хранящуюся в питерском Эрмитаже. Показать не можем, посмотрите сами, как будете в музее, или по ссылке «Женщина, держащая плод» (1893).

Или вот эта замечательная картина из Балтиморского музея.

«Женщина с манго» (1892), Балтиморский музей искусств, http://поль-гоген.рф

Как мангомания захватила мир сейчас — на тарелках, в гардеробах и даже в корзинках для питомцев — рассказали в статье.

Причём связка «женщина + манго» стала появляться на полинезийских полотнах Гогена сразу и довольно часто — девиц, жён, матерей, королев и богинь сопровождает именно этот плод:

С картин на нас смотрит Новая Ева, предлагая свой «райский плод» — символы плодородия и наслаждения из экзотического мира, подальше от цивилизованной, но холодной и меркантильной Европы. Эти картины — просто клад для любителей поискать смыслы и символы (в том числе и манговые), и к ним мы ещё вернёмся, а пока…

Почему Гоген сбежал от цивилизации на остров к манго?

Поль и его коллеги — творческие люди рубежа веков — переживали сильный стресс. Почти как мы сейчас. Наука, технологии, экономика, политика — бурный прогресс одновременно вдохновлял и пугал.

Настя Четверикова

— Кто мог, выплёскивал восторг и страх через творчество — рушил старое, искал новое: философию, способы самовыражения, стиль. Попытки сбежать в другие эпохи, желательно подревней, или в заповедные края стимулировало и развитие археологии, которая открывала невероятные первобытные миры и сокровища, они стали мегапопулярными, особенно в среде художников. Стрессующее общество охватил живой интерес к Востоку, Дальнему и Ближнему, джунглям, прериям, тропическим островам, многие из которых были европейскими колониями, доступными для ПМЖ.

До того как уехать в мир прекрасных «дикарок» и манго, Гоген работал биржевым брокером в Орлеане, на досуге коллекционировал импрессионистов и баловался живописью сам, растил пятерых детей вместе с женой Метте Гад. Но то ли беспокойный дух эпохи и странствий (детство провёл в Перу, хотел стать моряком и даже ходил в плавания какое-то время юнгой), то ли кредиторы, то ли ощущение, что он никакой не брокер, а истинный художник, толкали его и на остров Мартинику, и на строительство Панамского канала. В конце концов в попытках сбежать от «болезни» под названием «цивилизация» Гоген оказывается в девственных кущах Океании — сначала на Таити, потом на Хива-Оа (Маркизские острова). Вот там-то он и занялся поисками нового рая на земле: чистого, неиспорченного ханжеством и меркантильностью старушки-Европы.

Поль Гоген
Художник

— С высоты этой Сладостной Земли какими жалкими казались мне старые докучные воспоминания, эти сложные заботы о будущем, в которых изнывает городская Европа, лишённая здешнего солнца и здешних богатств, угрюмая, железная, пустая, — и этот звук монет, презренный звук убегающего времени, единственный припев, которым отмечается там ужас или удовольствие его бега. Так как Европа утратила понятие о вечности, то она не знает настоящего. Деятельность людей там поглощается заботой о неуловимом «завтра», и когда они имеют немного отдыха, — прошлое со злобной горечью воскресает в их мысли, испепеляемой сожалениями. Сожаления и угрызения, надежды и желания: они были и они будут. Но их, европейцев, никогда нет. «Ноа-Ноа. Путешествие на Таити».

На Таити, несмотря на бедность, болезни, депрессию (даже отравиться не получилось как следует), Гоген работает в полную силу — пишет более сотни полотен. А нам, кажется, пора вернуться к девушкам и манго.

Ева? Ева!

Какой же рай для Гогена — нового Адама — без Евы? Сначала в его жизни появляется Тити, затем новая «вахинэ» — жена и муза, тринадцатилетняя Техура (погодите негодовать: по местным меркам она была вполне взрослой и вышла замуж за Поля с полного согласия — своего и родителей).

Поль Гоген

«Меня пленила эта земля и её люди, простые, не испорченные цивилизацией. Чтобы создавать новое, надо обращаться к нашим истокам, к детству человечества. Ева, которую я выбираю, почти животное, поэтому она остается целомудренной, даже обнаженная. Все Венеры, выставленные в Салоне, выглядят неприличными, отвратительно похотливыми…»

Настя Четверикова

У нас тоже манго круглый год — смотрите манговый календарь

— Вот и «Женщина, держащая плод» — своего рода идеализированный манифест того, что искал Поль Гоген в Полинезии. Метте к тому времени давно забрала детей и уехала к маме в Данию, Европа грозила векселями, а тут непритязательная жизнь в шалаше, буйство джунглей, любовь, наслаждение, семья — только руку протяни, и сочный плод твой. На самом деле оказалось, что столица Таити Папеэте не такой уж рай. И даже на краю географии прожить без денег невозможно, особенно если в твоей хижине юная Ева. Но Гоген не унывал — окружающий мир вдохновлял и предоставлял в избытке сюжеты на заданную тему.

Запретный плод

Полинезийская Ева предстаёт уже в амплуа если не богини, то божественной возлюбленной (и снова в окружении манго!) на полотнах-одногодках «Её зовут Вайраумати» (ГМИИ им. Пушкина, Москва) и «Семя Ареои» (Музей современного искусства, Нью-Йорк).

«Семя Ареои» (1892), Музей современного искусства, Нью-Йорк, http://поль-гоген.рф

Сюжет обеих картин один и тот же: женщины на каждом полотне изображены практически в одинаковых позах, на ложах-алтарях. Всё подготовлено для встречи божественного возлюбленного: красивые ткани и, конечно же, запретные райские плоды — спелые, румяные манго.

Что приготовить из манго: рецепты блюд, которые перенесут в тропики прямо сейчас

Поль Гоген

— И его глаза, ещё зачарованные роскошью человеческих тел, ищут среди этой ликующей природы Женщину, которая была бы душой этого леса. Ему чудится золотистая Ева… — золотокожая Ева, царица-дитя и богиня-дикарка, под пышным балдахином зелени, на ковре из листьев и трав». « Ноа-Ноа. Путешествие на Таити».

Настя Четверикова

— Вайраумати — земная подруга воинственного бога Оро, от союза с которой начался род Ареои. Эту историю Гоген услышал от своей таитянской возлюбленной Техуры и загорелся сюжетом: вот она, полинезийская Ева, мать общества, свободного от предрассудков.

Сакральность сюжета подчёркивает поза Вайраумати из ГМИИ им. Пушкина — явная отсылка к изображениям богинь. На этой же картине есть и фигура мужчины, но судя по жесту и тоскливо-задумчивому выражению лица, это вряд ли сам Оро. Это взгляд простого смертного на желанное — хороша Маша, да не наша. Обязательно сходите в Пушкинский, посмотрите на оригинал картины «Её зовут Вайраумати».

Ареои, о которых рассказывает Гоген, были весьма влиятельным обществом в Полинезии. Теоретически, в него через посвящение мог вступить любой свободный человек (существовала ещё и каста «крепостных»), но в основном в него входили представители аристократии. Ареои считались хранителями табу, посредниками между богами и смертными, поклонялись плодородным силам природы, внутри общества царили идеалы свободной любви и неограниченные сексуальные связи — этакая полинезийская богема с сакральным подтекстом. Миссионеры, конечно, активно боролись с таким культом и моралью, поэтому ареои ушли в подполье и вершили свои ритуалы тайно примерно до середины XIX века.

Вы тоже можете устроить вечеринку в духе Океании — держите 7 рецептов гавайской кухни

«Огненная пляска» (1891) Музей Израиля, Иерусалим, http://поль-гоген.рф

Но даже вне культа ареои женщины Полинезии были бóлее значимы в общине, пользовались бóльшей свободой, чем европейки, — на Таити и других островах с древних времён царил матриархат. И в целом полинезийки были более раскрепощёнными: они могли сами выбирать мужей и любовников, а супружеская неверность не считалась чем-то аморальным — зов природы, естественный и небезобразный. Всё это щекотало воображение и будило вдохновение Гогена.

Что художественно почитать:

— биографию Гогена взял Сомерсет Моэм для романа «Луна и грош» о непростой судьбе простого английского брокера, заболевшего живописью и проказой.

Что интересно посмотреть:

«Найденный рай» (2003) — фильм о жизни Гогена на Таити и отношениях с женой-датчанкой.
«Дикарь. Гоген. Путешествие на Таити» (2017) — также полинезийские главы гогеновской биографии. Актёрская игра Венсана Касселя — просто ломтик манго.

Настя Четверикова

— Манго у Гогена — это символ женского начала. Но кроме сцен с таитянскими Евами, фрукт присутствует на многих полотнах — это и бытовые зарисовки, и натюрморты.

Может быть, потому что этот плод, полный сока и солнца, как нельзя лучше демонстрирует краски жизни и её мимолётность, важность текущего момента? Бери и ешь, пока он в пике вкуса, чувствуй, наслаждайся. Гоген, кажется, научился этому искусству:

Поль Гоген

— Я же, на этой Сладостной Земле — подлинный я, обожающий все мельчайшие ежедневные перемены, во всей их глубине. С непосредственностью наслаждаюсь светом, пока он горит. Я умею жить сегодня.

А вы?

Источники: theartnewspaper.ru; newestmuseum.ru.

Скидка 20% на 6 товаров каждый день
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров