Читайте со вкусом
Авторизуйтесь по номеру телефона, чтобы не потерять любимые материалы Медиа и получить карту лояльности ВкусВилла, если у вас её нет. А ещё вы сможете:
  • Комментировать материалы и делиться своим мнением
  • Добавлять материалы в Избранное и легко находить сохранённые статьи, рецепты и подкасты
  • Предлагать идеи для статей и публиковать свои рецепты
Рождество и Новый год в XIX веке: что ели, как поздравляли и развлекались

Рождество и Новый год в XIX веке: что ели, как поздравляли и развлекались

8222
Рождество и Новый год в XIX веке: что ели, как поздравляли и развлекались

Расскажем, как отмечали Рождество и Новый год в Москве и Петербурге XIX века, чем украшали улицы и ёлки в домах, как развлекались и что обязательно ставили на стол.

Светлана Завалишина
Автор статьи

Когда праздновали Рождество

Рождество до революции было более важным праздником, нежели Новый год, и внимания ему уделялось больше. Отмечали его 25 декабря до 1918 года, когда Россия перешла на Григорианский календарь. Поэтому украшения, гуляния, поздравления плавно перетекали в Новый год.

Поскольку Рождество — праздник религиозный, то на первом месте, конечно, было соблюдение церковных канонов: Рождественский пост, посещение службы. И уже потом начинались поздравления-христославия: дети и взрослые ходили по домам со «звездой», пели, устраивали небольшие инсценировки, поздравляли хозяев, а те угощали и одаривали поющих. Начинались светские увеселения — балы, маскарады, «ёлки».

Конечно же, ходили в гости — «делали визиты», отправляли поздравительные письма и открытки. Обязательной рождественской традицией была благотворительность: посещали сиротские дома, приюты, больницы — приносили подарки их подопечным, жертвовали деньги.

Целая полка добра: в каталоге появились товары благотворительных фондов

Так вспоминал первый рождественский день журналист, писатель и издатель Н. А. Лейкин:

«В первый день Рождества утром все ходили к ранней обедне в церковь Владимирской Божией Матери, а вернувшись домой, разговлялись ветчиной и пили кофе со сливками. Зажигалась ёлка. Приходили мальчики-славильщики со звёздами из бумаги и славили Христа перед образом. Это были дети дворников, водовозов, ремесленников с нашего и соседних дворов. Принимали их всех и давали им копейки по три, по пятачку. Также являлись христославы-будочники [...] приходили поздравлять дворники, водовозы, трубочисты, сторожа из церкви, парильщики из бани, сторожа из Гостиного двора, сторожихи и бабки из бани, просвирни, богаделенки, звонари с колокольни, мусорщики и проч. [...] Христославие заканчивалось священниками из прихода, которые приходили уже часов около трёх дня и непременно оставались выпить и закусить. [...] Затем отец надевал фрак и ехал делать необходимые визиты и в этот день обедать домой уже не приезжал. Дома у нас в этот день обеда с супом не было, но мы ели с утра до вечера с праздничного стола, который так и не убирался».

Как украшали ёлки, дома, улицы

Из года в год СМИ пересказывают одну и ту же историю про Петра I, Новый год и ёлки. Но императора от привычной всем ели в блёстках и игрушках отделяли более 100 лет. До первого праздника под нарядным деревом, устроенного супругой Николая I императрицей Александрой в 1817 году, дома просто украшали зелёным лапником, не сильно заботясь о дополнительном антураже.

Обычай зажигать свечи на ёлке и устраивать вечеринку даже в богатых домах закрепился к 1830-м, да и то не повсеместно — дело было весьма накладное. Например, много позже, в 1880 году, две большие ёлки с бронзовыми украшениями обошлись Зимнему дворцу в 90 рублей, три с обыкновенными — в 75 (для сравнения, рабочие тогда в среднем получали в месяц 14 рублей, уездные врачи — около 80).

К концу ХIX века крупные универсальные магазины, такие как, например, «Мюр и Мерилиз» (нынешний ЦУМ), по каталогу доставляли наборы ёлочных украшений. В самую дешёвую коллекцию за 3 рубля входили: стеклянная верхушка, пачка свечей и 20 подсвечников, 20 бумажных игрушек — картонажей, 5 стеклянных шаров, бусы, «блеску разного», 12 хлопушек, 5 орехов с сюрпризами и «2 пачки моху». За 10 рублей добавляли 5 золочёных зверей и 1 фонарик, свечей с картонажем побольше. А в наборе за 15 рублей уже полагался «Старикъ», то есть Дед Мороз.

Самыми дорогими были немецкие стеклянные фрукты, орехи, шары, отечественные же появились только к началу ХХ века. Поэтому ёлки обычно украшали самодельными игрушками из бумаги, картона, фольги, ваты, текстиля и папье-маше — садиться и «клеить для ёлки» всей семьёй было ещё одной традицией даже в состоятельных семьях, и это было удовольствие не хуже самого праздника. И, конечно же, как украшения использовали сладости! Золочёные орехи, яблоки, леденцы, «конфекты», печенье и расписные пряники — по окончании праздника детям позволяли «ощипывать ёлку», то есть съедать все эти лакомства.

  • Набор печенья «Новогоднее ассорти»
    4.8
    Десертный подарочный набор для лакомок всех возрастов. Собрали в нём 4 фигурных имбирных пряника, расписанных вручную. Умеренно сладкие, мягкие и очень ароматные, они превосходно подойдут как для праз...
    170 г
    320 ₽
  • Пряники имбирные расписные в наборе «Венок пряничный»
    Ждёт оценку
    Изящный пряничный венок станет уникальным украшением вашего дома. Нарядный, ароматный и такой вкусный, он моментально наполнит пространство атмосферой праздника. Его можно подарить близкому, а можно —...
    130 г
    750 ₽
Бесплатная доставкаБесплатная доставка без минимальной суммы заказа

«Румяные яблочки, мятные и вяземские пряники, подвешенные на нитках, а в бонбоньерках шоколадные пуговки, обсыпанные розовыми и белыми сахарными крупинками, — до чего всё это было вкусно именно на рождественской елке!» — вспоминал художник Мстислав Добужинский.

Всё о пряниках: где какие и зачем пекут, чей рецепт вкуснее

В праздничные дни, особенно на Рождество и Пасху, в городах устраивали иллюминацию — это уже само по себе было событием. После эксперимента Яблочкова с освещением Дворцового моста в Петербурге, Благородного собрания и Театральной площади в Москве в 1879 году города познакомились с электричеством. Но электрификация улиц шла очень медленно, поэтому гирлянды, фигуры, вензеля из электрических лампочек были праздничной редкостью и даже, скорее, маркетинговым ходом: например, московские сады «Эрмитаж» и «Эльдорадо» в середине XIX века соревновались в устройстве грандиозных гуляний с иллюминацией и фейерверками — у кого светлее, у того и публика.

В основном для освещения использовался газ. Кроме обычных фонарей на праздники монтировали газовые вензеля царствующей фамилии с коронами, светящиеся звезды и снежинки на фонарных столбах. На улицах попроще и площадях, где устраивали гуляния, ярмарки, ледяные горы, развешивали гирлянды из флажков и шестигранных фонариков с цветными стёклами и свечами внутри.

Как и сегодня, особо украшались витрины больших магазинов: зимние праздники были золотым временем для всякого рода торговли, в том числе гастрономической — в магазинах, лавках, на ярмарках и базарах.

Где торговали и что покупали

Магазины декорировали всевозможными способами, чтобы привлечь покупателей. «Конради» и «Борман» — кондитерские на Невском — украшались следующим образом: для них создавались снежные глыбы из сахара с ёлками и рождественскими Дедами величиной примерно в метр. Также внутри самих магазинов можно было найти их «визитные карточки» — бонбоньерки в виде книг, альбомов, ящиков, кусков сыра, баночек с икрой и платков-узелков.

Булочники же на Рождество выставляли в окна золочёные орешки, печенье, фигурные пряники.

Николай I лично выбирал в магазинах рождественские презенты всем домочадцам, а Александра Фёдоровна сама подводила каждого к назначенному столу и преподносила подарок. Дети императора тоже готовили сюрпризы для родителей. Великая княжна Ольга, дочь Николая I, описывает рождественскую елку 1837 года: «У нас была зажжена по обыкновению ёлка в Малом зале, где мы одаривали друг друга мелочами, купленными на наши карманные деньги».

Окончание Рождественского поста отмечали мясным изобилием на столе. Поэтому ещё с ноября, с наступлением морозов, в Москву тянулись обозы с «гвоздями» рождественского стола — свининой, гусями, боровой дичью и другими мясными деликатесами.

Одними из самых знаменитых в Москве были базар в Охотном ряду и оптовый рынок на Щукином дворе — покупать здесь, как утверждало авторитетное гастрономическое издание «Наша пища», было выгоднее всего. В Петербурге «Сенной рынок весь запружен возами, затем вереницы возов тянутся по Забалканскому проспекту вплоть до Обуховского моста. Сытный рынок на Петербургской стороне точно так же переполнен возами. Особенно оживлена Конная площадь».

Тот же журнал (совсем как наше Медиа ;)) сообщал полезные сведения о припасах — цены, качество, что лучше и откуда: «В Рождественские праздники редкий обыватель обойдется без гуся, тетерьки или рябчика. В торговле известны луцкие, московские и бежецкие гуси. «Луцкого» (лужского) гуся вы отличите и по наружности: они продаются и с головами, и с потрохами. Нижегородский гусь — без головы и без потрохов.

Самыми лучшими рябчиками считаются казанские, которые в торговле слывут под именем сибирских, потому что на Казань идут рябчики из-за Урала…».

Символ зимних праздников знаменитый салат «Оливье» не готовили с говядиной и уж тем более с колбасой. Филе рябчика, ланспик, раковые шейки для украшения — только так! В совсем уж крайнем случае разрешалось заменить дичь курицей. Впервые рецепт этой закуски был обнародован также в журнале «Наша пища», № 5 за 1894 год.

Ну а бедняки довольствовались гусиными потрохами или «самоклёвами» — молодыми неоткормленными петухами, что называется, «кожа да кости».

Что ели на Рождество

Накрыть обильный стол — старая и непреложная традиция, один из главных символов праздника. Писатель Иван Шмелёв вспоминал, что накануне Рождества вся Москва превращалась в ярмарку: «Увидишь, что мороженых свиней подвозят, — скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче — белугу, осетрину, судачка, наважку; победней — селедку, сомовину, леща… У нас, в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество — свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, — мороженые свиньи».

Читаем классиков: новогодние и рождественские традиции и блюда из любимых книг

Праздничный ужин начинали готовить заранее: в сочельник фаршировали поросят и птицу, готовили сочиво — кутью из пшеницы с мёдом. Пекли особые пряники-козули — символ животных, которые находились в хлеву в момент рождения Иисуса. Традиционным угощением были гусь с яблоками, студень. Но главное место среди блюд отводилось свинине — запекали обычно большим куском, мясо получалось очень сочным.

«Запахи поднимали дом, как волны корабль. Одним глазком, в приоткрытую дверь, мы видели горы тарелок парадных сервизов, перемываемых накануне, десертные китайские тарелочки, хрустальный блеск ваз, слышали звон бокалов и рюмок. Несли на большом блюде ростбиф с розовой серединкой (которую я ненавидела), черную паюсную икру. Ноздри ловили аромат “дедушкиного” печенья», — вспоминала Анастасия, сестра Марины Цветаевой.

Рождественский стол: запечённый гусь, заливное, салат в форме венка и другие рецепты

Воспоминаний и рецептов праздничного мясного изобилия до нас дошло достаточно, но не стоит думать, что так было всегда и у всех, — это примерно то же, что и представление, якобы все русские ежедневно едят блины с красной икрой. В действительности же самым распространённым праздничным угощением был пирог — блюдо, доступное в семьях со средним и малым достатком. «Без пирога в воскресенье или в какой-либо праздник за стол не садились. А пирог всегда был громадный, так как накормить нужно было много ртов. Дабы угодить на разные вкусы, его пекли с двумя, а иногда и с тремя разными начинками по концам. Пирог был всегда гордостью кухарки и хозяйки», — вспоминал Н. А. Лейкин.

XIX веку мы обязаны появлением на столе ещё одного символа зимних праздников — мандарина. Первые такие плоды везли из-за границы, и десяток стоил, как треть коровы. Но во второй половине века мандарины уже стали выращивать в Грузии и Абхазии, постепенно они стали доступнее.

Как развлекались

Рождество и Новый год, конечно, были поводом для различных увеселений. Представители всех сословий участвовали в гуляниях, катались с гор и на коньках, ездили по городу на двойках и тройках. На ярмарках народ веселился, глядя на народные театры, вертепы.

Для дворян, приезжавших из отдалённых имений в столицы на зимний «сезон», это было временем, чтобы завязать и поддержать полезные знакомства, подыскать «подходящую партию» для сыновей и дочек. Поэтому редкие дни выдавались без визитов, а вечера — без приглашений «на чай», с танцами и музыкой.

Визиты делали с 11 до 15 часов, оставаясь в гостях не более получаса, — так можно было посетить несколько домов, узнать все новости, договориться о планах на вечер. О других правилах, которыми мы обязаны XIX веку, рассказали в статье «Почему люди едят руками и стучат бокалами: краткая история этикета».

На вечерах часто развлекались играми — шарадами, буриме, «живыми картинами» (в общем-то, мы недалеко ушли с нашим «крокодилом»), картами, бильярдом, шахматами. Нередко устраивали домашний театр, в котором играли члены и друзья семьи, — такие «постановки», например, подробно описывает Т. Кузьминская в воспоминаниях «Моя жизнь дома и в Ясной поляне».

Семейства должны были по очереди устраивать приёмы, балы, маскарады. Проводили их с 25 декабря до окончания масленичных гуляний, а с наступлением Поста все разъезжались по имениям — круг замыкался: пора было готовиться к лету и началу сельских работ.

Расскажите, как вы отмечаете зимние праздники, какие традиции живут в ваших семьях?

Источники: Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в./И. Зимин - М.: Центрполиграф, 2011 г.; Журнал «Наша пища» (изд. 1891-1896 гг.).

Скидка 20% на 6 товаров
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров

Что попробовать

Сельдь слабосоленая филе, 200 г
200 г
185 ₽
Напиток «Лимонад», 500 мл
500 мл
76 ₽
Тушка утенка, охлажденная
570 ₽/кг
Гусь тушка, замороженная
1 023 ₽/кг