Повод есть: роман с театром и едой, или Вечер по-Булгаковски

Во время прогулки по Москве с Гиляровским и калачами обещала отвести вас в очень интересное место. Что ж, если вы любите театр не меньше, чем вкусную и здоровую еду, то идёмте скорее — тут вас ждёт и то, и другое. Что происходит в этом творческом пространстве, что обсуждают и, конечно же, что едят — рассказываю в подробностях и картинках.

Светлана Завалишина
верит, что культура есть — она не может не есть

Вот кованые ворота в Старомонетном переулке, вот деревянная дверь, ведущая во дворик старинного особняка, — всё, как в инструкции Марии Музалевской, журналиста, театрального критика и зачинательницы проекта «В поисках музы». Ещё чуть-чуть, и я узнаю, что такое «театральные ужины». Если честно, специально не стала выпытывать у Марии подробности, чтобы получить порцию впечатлений целиком, не подпорченную спойлерами. Знала только общие черты концепта, адрес и тему сентябрьских встреч — «Театральный роман» Михаила Булгакова.

Мария Музалевская:

— Суть театральных ужинов в том, чтобы люди самых разных профессий, статусов, возрастов, но объединённые интересом к театру, литературе и искусству вообще, собирались в уютной обстановке и узнавали что-то новое, обсуждали прочитанное или увиденное на сцене. Каждый месяц строится вокруг одного драматурга или темы. Так, в июне разбирали творчество Пушкина, июль прошёл в духе итальянской комедии Гоцци и Гольдони, август провели с Чеховым, его «Чайкой» и «Вишнёвым садом», сентябрь стал булгаковским.

А чтобы атмосфера сразу располагала к свободному общению, всё происходит за ужином — мы разговариваем и едим тематические блюда: характерные для эпохи, упомянутые в произведениях или любимые авторами.

Булгаков бы одобрил

Этот вечер был в честь моего любимого Михаила Булгакова, его «Театрального романа» и романа с театром. Кажется, писатель одобрил бы атмосферу: хрусталь, свечи, винтажность, дух творческой богемы… Почему-то именно так воображение рисует ужин Маргариты, Воланда и его свиты после бала (кстати, о еде в этой книге рассказала в статье «ГастроМосква: что, где и когда ели в романе «Мастер и Маргарита»).

Несомненно, «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» — знаковые вещи: назови — и всякий вспомнит. Но в этот вечер, благодаря небольшой лекции по автобиографичному и незавершённому «Театральному роману», присутствующие смогли окунуться в атмосферу булгаковского театра и его любви-страдания к подмосткам.

Михаил Афанасьевич раскрылся с иной стороны. Признаюсь честно, с ней я была не так чтобы знакома: как оказалось, Булгаков-драматург, по крайней мере, для себя самого значил больше, чем Булгаков-романист. Иначе чем объяснить то маниакальное упорство, с которым он создавал пьесы для МХАТа?

Узнала, что:

— «Рукописи не горят» — известная фраза Воланда — родом из первых театральных шагов Булгакова. Писатель стыдился этой «туземно-революционной халтуры»: можно уничтожить бумагу с неудачной пьесой, но как уничтожишь собственную память о ней?

— «Белая гвардия» была переписана в «Дни Турбиных» специально для МХАТа. К 20-м годам сложился острый дефицит произведений для театра, и заведующий литературной частью Павел Марков решил обратиться к прозаикам — так он открыл «автора театра» Михаила Булгакова и дал дорогу на подмостки многим другим. А в «Записках покойника» очень точно описан процесс создания пьесы из романа.

— На «Дни Турбиных» (премьера 5 октября, 1926) поступило множество разгромных рецензий — всего за творческую карьеру Булгаков собрал 298 отрицательных отзывов и только 3 хвалебных. Первоначально пьесу разрешили играть только год, но играли до 1929 года при полном аншлаге, билетов было не достать (в 1932 спектакль восстановили и играли по 1941 год, пока при бомбёжке не погибли все декорации).

— По дошедшим свидетельствам, Сталин посмотрел «Дни Турбиных» 14 раз, однако неблагонадёжного автора приказал убрать — в 1929 все пьесы Булгакова были запрещены. Историю обыска на квартире и письма вождю Булгаков рассказывал в лицах (процесс забавно представлен в анимационном фильме «Нос, или Заговор “не таких”», 2020 г.), но лично с ним общался только единожды по телефону.

— Ни запреты на постановку, ни нападки критиков, ни нищета не смогли остановить Булгакова — театр уже завладел им: 15 дошедших до нас пьес и инсценировок, из которых только 6 были поставлены при его жизни.

— Булгакова в театре интересовало всё, он дышал им и задыхался (вспомните рай и ад Варьете из «Мастера и Маргариты»). Театр в «Романе» — образ собирательный (Булгаков сотрудничал и с МХАТом, и с театром Вахтангова, и с Камерным театром Таирова, даже служил либреттистом в Большом), но действующие лица вполне узнаваемы: и сам Максудов-Булгаков, и Немирович, и Станиславский, и другие известные актёры, режиссёры того времени. Булгакову даже довелось примерить актёрскую профессию — он сыграл небольшую роль судьи в «Пиквикском клубе» по Диккенсу и получил похвалу от самого Станиславского.

В общем, атмосферности было достаточно, чтобы назвать вечер приятным, а интересностей было ровно столько, чтобы назвать его нескучным и полезным.

Как раз к десерту все получили немало тем для разговора и освоились настолько, чтобы непринуждённо делиться собственными знаниями, теориями, впечатлениями от прочитанного и увиденного. Тем более что речь зашла о спектакле «Театральный роман», который с 2012 года играют в Мастерской Петра Фоменко, с 2014 — в Студии театрального искусства, а также о других спектаклях по Булгакову, режиссёрах и актёрах…

Анна, гость ужина:

— Я впервые попала на мероприятие такого формата. С театром у меня как-то не складывается, но это был интересный опыт — захотелось сходить на какой-нибудь спектакль и попробовать полюбить этот мир. Еда была очень-очень вкусной, а хозяйки придали ей особый шарм: свечи на столе, советский фарфор. Однозначно рекомендую любителям нестандартно провести вечер и тем, кому хочется разнообразить свой гастрономический маршрут по Москве!

Если вы любите или хотите полюбить театр, то точно получите удовольствие и пищу для ума. А пока расскажу о пище для тела.

Вкус эпохи

Подкрепить общую атмосферу на таких вечерах помогает меню, приготовленное Олэной Панчук, подругой и партнёром Марии по проекту. Олэна — нутрициолог, автор мастер-классов по полноценному питанию для детей и взрослых, поэтому гостей ждали не точные реконструкции, а блюда, создающие дух эпохи, но при этом адаптированные под современные запросы — без глютена, лактозы и без добавленного сахара.

Олэна Панчук, нутрициолог:

— При подготовке меню для новой темы нам с Марией приходится изучать не только сами произведения, но и кулинарные книги нужной нам эпохи, т. к. авторы редко описывают блюда во всех подробностях. При составлении меню к театральному ужину по Булгакову нам помогли «Книга о вкусной и здоровой пище» 1939 года и статьи историков.

Мария как «завлит» показывает мне свои находки, а я уже собираю меню для ужинов, сбалансированное по содержанию легкодоступного белка, клетчатки, с минимумом жиров и углеводов.

Бутерброды — с ростбифом и икра + брынза — подавали в театральном буфете, они описаны в «Записках покойника», я лишь дополнила их отдельной щепоткой бобовых ростков. Хлеб я пеку сама из зелёной пророщенной гречки (гречка, лён и куркума).

А вот так появились кебабы по-московски на этом ужине: по заданию газеты «Накануне» Михаил Афанасьевич посетил Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку и с таким блеском описал не только то, что там происходило, какие люди присутствовали, но и многочисленные блюда, среди которых был и люля-кебаб. Мне понравилась эта история, и я включила кебаб в ужин, убрав из рецепта хлеб. А на гарнир вместо крахмалистой картошки предложила сотэ из тыквы, кабачка и баклажана, богатых витаминами и клетчаткой.

Строя меню, я всегда включаю альтернативу мясу — блюдо из рыбы, морепродуктов или растительного белка. В Советском Союзе промысел минтая был крупномасштабным, это была доступная рыба, считалась едой бюджетной (как селёдка во времена Булгакова). Как мы помним, Михаил Афанасьевич всегда нуждался, поэтому запечённым минтаем с зеленью мы хотели напомнить о голодных днях автора.

От автора: хочу сказать, что минтай, поданный на вечере, очень даже оправдал своё существование — ни следа присущей ему сухости и ватности. Как оказалось, эту рыбу в частности и большую часть ингредиентов для ужинов вообще Олэна закупает во ВкусВилле. Вдвойне приятно. За минтай — браво!

С десертом вопросов не возникло. Что ещё можно встретить в театральном буфете? Конечно, эклеры. Я приготовила их без лактозы и глютена, на миндальном молоке и цельнозерновой рисовой муке. А популярное пирожное «Картошка» сделала веганским».

После ужина я выпросила у Олэны специально для вас рецепт безглютенового пирожного «Картошка» (совершенно бомбическое — это не только моё личное мнение, но и вердикт гостей):

Понадобится:
— кешью — 400 г;
— финики королевские — 100 г (примерно 12 шт.);
— какао-порошок — 40 г + для обваливания;
— сухое кокосовое молоко — 80 г.

Как приготовить:
1. Предварительно замочите кешью на 4–5 часов. У фиников удалите косточки, залейте сухофрукты кипятком и оставьте минут на 15–20 для разбухания.
2. Кешью промойте. Просушите орехи и финики бумажным полотенцем и пробейте в блендере (прокрутите в мясорубке) до однородной массы минут 10. Добавьте в смесь какао и сухое кокосовое молоко и несколько минут пробейте в блендере или ещё раз прокрутите в мясорубке.
3. Из массы, при необходимости смачивая пальцы водой, скатайте небольшие колбаски: 1 ст. ложка смеси на 1 пирожное. Готовые «картошки» обваляйте в какао и отправьте в холодильник на час для стабилизации.

Николай, гость ужина:

— «Картошка» всегда была моим любимым пирожным. Но уже года три как перешёл на ПП, стал очень чувствителен к жирному, сладкому — просто не могу есть большую часть десертов, которые обычно подают в кафе и ресторанах. Эту «картошку» попробовал из вежливости, а потом съел до последней крошки — фантастика.

Несмотря на то что пирожное не содержит добавленного сахара, оно достаточно калорийное, поэтому Олэна рекомендовала употреблять за раз не более 50 г (2 штучки).

Театральные ужины проходят регулярно — следите за афишей вот тут.

А мне остаётся дать занавес и выйти на поклон, чтобы отправиться дальше — разыскивать для вас новый повод есть. Расскажите в комментариях, какие интересные места, встречи, связанные с культурой и гастрономией, вы посетили? А может быть, только хотите посетить? Делитесь своими историями — нам очень интересно.

Скидка 20% на 6 товаров из ВкусВилла
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров
Сейчас обсуждают
Тест: какой вы котик-экзотик
Тест: какой вы котик-экзотик
11
22,46k
101
Под конец зимы: пробуем новинки и устраиваем конкурс блинных тарелок
Под конец зимы: пробуем новинки и устраиваем конкурс блинных тарелок
8
754
68
Мы всё это время неправильно праздновали Масленицу
Мы всё это время неправильно праздновали Масленицу
69
38,72k
Когда за установкой «мужчины не плачут» скрывается депрессия
Когда за установкой «мужчины не плачут» скрывается депрессия
60
3,33k
Присоединяйтесь к читаюЩИм и обЩИтельным
Вступить в канал
2 недели без интернета: как наши редакторы тренд на цифровой детокс проверяли
25
4,33k
27