Читайте со вкусом
Авторизуйтесь по номеру телефона, чтобы не потерять любимые материалы Медиа и получить карту лояльности ВкусВилла, если у вас её нет. А ещё вы сможете:
  • Комментировать материалы и делиться своим мнением
  • Добавлять материалы в Избранное и легко находить сохранённые статьи, рецепты и подкасты
  • Предлагать идеи для статей и публиковать свои рецепты
Повод есть: роман с театром и едой, или Вечер по-Булгаковски

Повод есть: роман с театром и едой, или Вечер по-Булгаковски

77
Повод есть: роман с театром и едой, или Вечер по-Булгаковски

Во время прогулки по Москве с Гиляровским и калачами обещала отвести вас в очень интересное место. Что ж, если вы любите театр не меньше, чем вкусную и здоровую еду, то идёмте скорее — тут вас ждёт и то, и другое. Что происходит в этом творческом пространстве, что обсуждают и, конечно же, что едят — рассказываю в подробностях и картинках.

Светлана Завалишина
верит, что культура есть — она не может не есть

Вот кованые ворота в Старомонетном переулке, вот деревянная дверь, ведущая во дворик старинного особняка, — всё, как в инструкции Марии Музалевской, журналиста, театрального критика и зачинательницы проекта «В поисках музы». Ещё чуть-чуть, и я узнаю, что такое «театральные ужины». Если честно, специально не стала выпытывать у Марии подробности, чтобы получить порцию впечатлений целиком, не подпорченную спойлерами. Знала только общие черты концепта, адрес и тему сентябрьских встреч — «Театральный роман» Михаила Булгакова.

Мария Музалевская:

— Суть театральных ужинов в том, чтобы люди самых разных профессий, статусов, возрастов, но объединённые интересом к театру, литературе и искусству вообще, собирались в уютной обстановке и узнавали что-то новое, обсуждали прочитанное или увиденное на сцене. Каждый месяц строится вокруг одного драматурга или темы. Так, в июне разбирали творчество Пушкина, июль прошёл в духе итальянской комедии Гоцци и Гольдони, август провели с Чеховым, его «Чайкой» и «Вишнёвым садом», сентябрь стал булгаковским.

А чтобы атмосфера сразу располагала к свободному общению, всё происходит за ужином — мы разговариваем и едим тематические блюда: характерные для эпохи, упомянутые в произведениях или любимые авторами.

Булгаков бы одобрил

Этот вечер был в честь моего любимого Михаила Булгакова, его «Театрального романа» и романа с театром. Кажется, писатель одобрил бы атмосферу: хрусталь, свечи, винтажность, дух творческой богемы… Почему-то именно так воображение рисует ужин Маргариты, Воланда и его свиты после бала (кстати, о еде в этой книге рассказала в статье «ГастроМосква: что, где и когда ели в романе «Мастер и Маргарита»).

Несомненно, «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» — знаковые вещи: назови — и всякий вспомнит. Но в этот вечер, благодаря небольшой лекции по автобиографичному и незавершённому «Театральному роману», присутствующие смогли окунуться в атмосферу булгаковского театра и его любви-страдания к подмосткам.

Михаил Афанасьевич раскрылся с иной стороны. Признаюсь честно, с ней я была не так чтобы знакома: как оказалось, Булгаков-драматург, по крайней мере, для себя самого значил больше, чем Булгаков-романист. Иначе чем объяснить то маниакальное упорство, с которым он создавал пьесы для МХАТа?

Узнала, что:

— «Рукописи не горят» — известная фраза Воланда — родом из первых театральных шагов Булгакова. Писатель стыдился этой «туземно-революционной халтуры»: можно уничтожить бумагу с неудачной пьесой, но как уничтожишь собственную память о ней?

— «Белая гвардия» была переписана в «Дни Турбиных» специально для МХАТа. К 20-м годам сложился острый дефицит произведений для театра, и заведующий литературной частью Павел Марков решил обратиться к прозаикам — так он открыл «автора театра» Михаила Булгакова и дал дорогу на подмостки многим другим. А в «Записках покойника» очень точно описан процесс создания пьесы из романа.

— На «Дни Турбиных» (премьера 5 октября, 1926) поступило множество разгромных рецензий — всего за творческую карьеру Булгаков собрал 298 отрицательных отзывов и только 3 хвалебных. Первоначально пьесу разрешили играть только год, но играли до 1929 года при полном аншлаге, билетов было не достать (в 1932 спектакль восстановили и играли по 1941 год, пока при бомбёжке не погибли все декорации).

— По дошедшим свидетельствам, Сталин посмотрел «Дни Турбиных» 14 раз, однако неблагонадёжного автора приказал убрать — в 1929 все пьесы Булгакова были запрещены. Историю обыска на квартире и письма вождю Булгаков рассказывал в лицах (процесс забавно представлен в анимационном фильме «Нос, или Заговор “не таких”», 2020 г.), но лично с ним общался только единожды по телефону.

— Ни запреты на постановку, ни нападки критиков, ни нищета не смогли остановить Булгакова — театр уже завладел им: 15 дошедших до нас пьес и инсценировок, из которых только 6 были поставлены при его жизни.

— Булгакова в театре интересовало всё, он дышал им и задыхался (вспомните рай и ад Варьете из «Мастера и Маргариты»). Театр в «Романе» — образ собирательный (Булгаков сотрудничал и с МХАТом, и с театром Вахтангова, и с Камерным театром Таирова, даже служил либреттистом в Большом), но действующие лица вполне узнаваемы: и сам Максудов-Булгаков, и Немирович, и Станиславский, и другие известные актёры, режиссёры того времени. Булгакову даже довелось примерить актёрскую профессию — он сыграл небольшую роль судьи в «Пиквикском клубе» по Диккенсу и получил похвалу от самого Станиславского.

В общем, атмосферности было достаточно, чтобы назвать вечер приятным, а интересностей было ровно столько, чтобы назвать его нескучным и полезным.

Как раз к десерту все получили немало тем для разговора и освоились настолько, чтобы непринуждённо делиться собственными знаниями, теориями, впечатлениями от прочитанного и увиденного. Тем более что речь зашла о спектакле «Театральный роман», который с 2012 года играют в Мастерской Петра Фоменко, с 2014 — в Студии театрального искусства, а также о других спектаклях по Булгакову, режиссёрах и актёрах…

Анна, гость ужина:

— Я впервые попала на мероприятие такого формата. С театром у меня как-то не складывается, но это был интересный опыт — захотелось сходить на какой-нибудь спектакль и попробовать полюбить этот мир. Еда была очень-очень вкусной, а хозяйки придали ей особый шарм: свечи на столе, советский фарфор. Однозначно рекомендую любителям нестандартно провести вечер и тем, кому хочется разнообразить свой гастрономический маршрут по Москве!

Если вы любите или хотите полюбить театр, то точно получите удовольствие и пищу для ума. А пока расскажу о пище для тела.

Вкус эпохи

Подкрепить общую атмосферу на таких вечерах помогает меню, приготовленное Олэной Панчук, подругой и партнёром Марии по проекту. Олэна — нутрициолог, автор мастер-классов по полноценному питанию для детей и взрослых, поэтому гостей ждали не точные реконструкции, а блюда, создающие дух эпохи, но при этом адаптированные под современные запросы — без глютена, лактозы и без добавленного сахара.

Олэна Панчук, нутрициолог:

— При подготовке меню для новой темы нам с Марией приходится изучать не только сами произведения, но и кулинарные книги нужной нам эпохи, т. к. авторы редко описывают блюда во всех подробностях. При составлении меню к театральному ужину по Булгакову нам помогли «Книга о вкусной и здоровой пище» 1939 года и статьи историков.

Мария как «завлит» показывает мне свои находки, а я уже собираю меню для ужинов, сбалансированное по содержанию легкодоступного белка, клетчатки, с минимумом жиров и углеводов.

Бутерброды — с ростбифом и икра + брынза — подавали в театральном буфете, они описаны в «Записках покойника», я лишь дополнила их отдельной щепоткой бобовых ростков. Хлеб я пеку сама из зелёной пророщенной гречки (гречка, лён и куркума).

А вот так появились кебабы по-московски на этом ужине: по заданию газеты «Накануне» Михаил Афанасьевич посетил Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку и с таким блеском описал не только то, что там происходило, какие люди присутствовали, но и многочисленные блюда, среди которых был и люля-кебаб. Мне понравилась эта история, и я включила кебаб в ужин, убрав из рецепта хлеб. А на гарнир вместо крахмалистой картошки предложила сотэ из тыквы, кабачка и баклажана, богатых витаминами и клетчаткой.

Строя меню, я всегда включаю альтернативу мясу — блюдо из рыбы, морепродуктов или растительного белка. В Советском Союзе промысел минтая был крупномасштабным, это была доступная рыба, считалась едой бюджетной (как селёдка во времена Булгакова). Как мы помним, Михаил Афанасьевич всегда нуждался, поэтому запечённым минтаем с зеленью мы хотели напомнить о голодных днях автора.

От автора: хочу сказать, что минтай, поданный на вечере, очень даже оправдал своё существование — ни следа присущей ему сухости и ватности. Как оказалось, эту рыбу в частности и большую часть ингредиентов для ужинов вообще Олэна закупает во ВкусВилле. Вдвойне приятно. За минтай — браво!

С десертом вопросов не возникло. Что ещё можно встретить в театральном буфете? Конечно, эклеры. Я приготовила их без лактозы и глютена, на миндальном молоке и цельнозерновой рисовой муке. А популярное пирожное «Картошка» сделала веганским».

После ужина я выпросила у Олэны специально для вас рецепт безглютенового пирожного «Картошка» (совершенно бомбическое — это не только моё личное мнение, но и вердикт гостей):

Понадобится:
— кешью — 400 г;
— финики королевские — 100 г (примерно 12 шт.);
— какао-порошок — 40 г + для обваливания;
— сухое кокосовое молоко — 80 г.

Как приготовить:
1. Предварительно замочите кешью на 4–5 часов. У фиников удалите косточки, залейте сухофрукты кипятком и оставьте минут на 15–20 для разбухания.
2. Кешью промойте. Просушите орехи и финики бумажным полотенцем и пробейте в блендере (прокрутите в мясорубке) до однородной массы минут 10. Добавьте в смесь какао и сухое кокосовое молоко и несколько минут пробейте в блендере или ещё раз прокрутите в мясорубке.
3. Из массы, при необходимости смачивая пальцы водой, скатайте небольшие колбаски: 1 ст. ложка смеси на 1 пирожное. Готовые «картошки» обваляйте в какао и отправьте в холодильник на час для стабилизации.

Николай, гость ужина:

— «Картошка» всегда была моим любимым пирожным. Но уже года три как перешёл на ПП, стал очень чувствителен к жирному, сладкому — просто не могу есть большую часть десертов, которые обычно подают в кафе и ресторанах. Эту «картошку» попробовал из вежливости, а потом съел до последней крошки — фантастика.

Несмотря на то что пирожное не содержит добавленного сахара, оно достаточно калорийное, поэтому Олэна рекомендовала употреблять за раз не более 50 г (2 штучки).

Театральные ужины проходят регулярно — следите за афишей вот тут.

А мне остаётся дать занавес и выйти на поклон, чтобы отправиться дальше — разыскивать для вас новый повод есть. Расскажите в комментариях, какие интересные места, встречи, связанные с культурой и гастрономией, вы посетили? А может быть, только хотите посетить? Делитесь своими историями — нам очень интересно.

Скидка 20% на 6 товаров каждый день
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров