Словарь марийского хлеба
«Шерги́нде» — пресный хлеб из муки яровых злаков: овса, ячменя и полбы.
«Плóшка сы́кыр» — хлеб из теста на квасной закваске, который выпекали на сковороде в закрытой печи.
«Óнымо ки́нде» — хлеб из квасного теста, который валяли в муке и оставляли подниматься на накрытом полотенцем блюде.
«Кудáлтыме ки́нде» — хлеб, который ставили в печь прямо на кирпич, иногда подкладывая капустный лист.
Солнце круглое, Земля круглая, и хлеб круглый
Уги́нде (с марийского «праздник нового хлеба») — осенний марийский праздник, который отмечают после завершения полевых работ в конце октября. На праздник пекут хлеб и блины, жарят дичь, готовят печной суп, жаркое, свекольный квас и самогон.
Блины каждое поселение готовило по-своему. Например, в Звениговском районе предпочитали однослойные блины, в которые добавляли молотые тыквенные или льняные семечки. В Сернурском районе готовили двухслойные или трёхслойные блины «комáн мелнá».
Иногда дата праздника совпадала с Покровом, который связывали с наступлением холодов и первым снегом. У мари даже есть примета: если гости приезжали на Уги́нде на телеге, то уезжали уже на санях.
Главное блюдо горных мари на праздничном столе — кыравéц, пирог с мясной начинкой. Раньше его готовили из баранины или свинины, сейчас чаще из куриного мяса.
Как приготовить марийский кыравéц
Для теста вам понадобится:
- 300 г муки
- 2 яйца
- 100 г сметаны
- 50 г сливочного масла
- 1 ч. л. соли
- 2 ч. л. сахарной пудры
Для начинки:
- 350 г филе курицы
- 2 шт. репчатого лука
- 60 г пшена
- 3 лавровых листа
Отварите пшено, смешайте все ингредиенты для теста и оставьте на 20 минут под плёнкой. Нарежьте мясо и лук кусочками. Разделите тесто на две части и раскатайте, выложите больший пласт на противень и положите на него начинку. Накройте меньшей частью теста и плотно соедините края. Выпекайте 20 минут при 200 °C, затем 3–3,5 часа при 150 °C. Накройте капустными листьями, чтобы «шапочка» не пригорела.
Как отмечают Уги́нде в современной Йошкар-Оле
Мы посетили праздник нового хлеба в столице Марий Эл, куда ежегодно съезжаются мари со всей республики. В атмосферу погрузились сразу, ещё не дойдя до кремля: издалека можно услышать народную музыку и почувствовать запах горящих дров.
Мы увидели, как мари собирали серпом колосья, пропускали зерно через ручные жернова, пекли хлеб и варили кашу из злаков нового урожая. Рядом с главной сценой располагались столы, уставленные национальными блюдами: нам удалось попробовать хрустящий хлеб из горячей марийской печи, блины «комáн мелнá», пирог «кыравéц» и подкóголи.
Здесь же проходила ярмарка местных товаров, на которой можно было найти всё — от мёда и яблок до изделий ручной работы.
Если будете в Марий Эл, обязательно посетите праздник Уги́нде в середине октября, точную дату можно узнать на сайте Республиканского марийского центра.
Хлеб — всему голова
Одно из основных блюд марийской национальной кухни — хлеб «ки́нде». Самый популярный вариант — каравай, который готовили из ржаной закваски на поду, то есть на дне печи. Из этого же теста время от времени пекли лепёшки на сковороде над углями.
В прошлом мари пекли пресный хлеб «шерги́нде» из муки яровых злаков: овса, ячменя и полбы. Он представлял собой круглую плоскую лепёшку, которая готовилась на дне печи, а раньше — на углях и золе. Иногда под этот хлеб подкладывали капустные листы.
«Раньше дрожжей не было, всё делали на закваске. Мама всегда пекла ржаной хлеб. Когда доставала деревянной лопаткой, обязательно промывала водичкой с солью, чтобы убрать пыль».
В марийской кухне можно встретить три самых распространённых рецепта хлеба.
Для приготовления первого, «плóшка сы́кыр», в глиняную или металлическую посуду выкладывали до середины тесто на квасной закваске и выпекали на сковороде в закрытой печи.
Как создаётся авторский хлеб в Казани
Для второго, «óнымо ки́нде», квасное тесто валяли в муке и оставляли подниматься на накрытом полотенцем блюде. Затем подогретую сковородку смазывали жиром и ставили хлеб в печь.
Третий вариант хлеба, «кудáлтыме ки́нде», ставили прямо на кирпич, иногда подкладывая капустный лист.
«Если у тебя нет настроения, печка не горит. Я всегда разговариваю с ней, прежде чем зажечь спичку. Конечно, печка это всё понимает», — говорит с улыбкой Ирина Кудрявцева.
Марийская печь «коҥа» была универсальной: в ней готовили, на ней спали, с её же помощью лечили. Она была и сакральным местом: здесь готовили блюда для обрядов.
А как готовили муку?
Традиционное изготовление муки — это часть культурного наследия мари, которое в деревнях стараются передавать из поколения в поколение.
До сих пор в домашних условиях муку измельчают ручной мельницей «кидвáкш». Вместе с ней использовались хлебная лопата «ки́нде кóльмо», лоток для муки «тагынá» и совки.
Хлеб использовался для ритуалов во время молений. На тесте делали углубления щепотью из трёх пальцев. Затем на церемонии эти знаки вырезали остриём ножа и сжигали в виде жертвы богам.
«Хлеб всегда был на столе. Мама всегда говорила, что в гости обязательно брать с собой целую буханку».
С хлебом у мари связано множество примет. Если доешь чужой кусок — заберёшь силу человека, отодвинешь хлеб от себя — пропадёт твоя. Ки́нде Юмо — это бог хлеба, к которому обращаются перед началом посева, по окончании жатвы и, конечно, во время праздника Уги́нде.
Этот материал создан в НИИ Еды — междисциплинарной лаборатории ВкусВилла и лектория Level One. Мы исследуем Россию ложкой: находим региональные специалитеты, пробуем их и рассказываем о них истории. Чтобы зачерпнуть больше, поступайте в наш НИИ Еды.
Зачем марийцы кормят серп
В конце сезона важно поблагодарить богов за собранный урожай. Один из важных ритуалов называется «cорлá пукшымáш» — «кормление серпа».
Во время последнего этапа уборки урожая оставляли немного несжатых колосьев на поле, чтобы выразить почтение духу хлебного поля. По преданию, он прятался именно в последней горсти. Иногда несжатые колосья закапывали вместе с хлебом и яйцом, возвращая силы земле. Главное — не жадничать.
Друзья, а что бы вы попрововали первым делом на Уги́нде?