С Александром мы поговорили 45 минут. «По времени как школьный урок», — подумала я. Александр седьмой год работает в школе, путешествует по России, ведёт занятия в рыцарских доспехах и рассказывает об этом в своём блоге. Поговорили с учителем о том, как пришла идея создать блог, кто придумал название салата «Винегрет» и почему детям интересен Советский Союз.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал: как пришла идея вести блог
Социальные сети были в моей жизни всегда, страничка менялась в зависимости от того, чем я занимался: когда учился в школе и университете — делился этим. Когда стал учителем, начал рассказывать о школьных буднях. Потом пришла идея публиковать короткие видео на исторические темы прикрепляя к этим материалам вопросы с вариантами ответов. Чтобы подписанные на меня ученики смогли что-то повторить для самостоятельных работ.
Потом начал освещать темы, которых нет в школьной программе: видео о культуре быта и повседневности — это привлекло уже не только учеников, но и родителей.
Впоследствии я зашёл в VK и начал вести группу «УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ». Помимо сложившейся аудитории, контент привлёк ещё и учителей, так как я рассказываю и о методике преподавания. На днях эта группа перешла отметку в 25 тысяч подписчиков. Сейчас ещё веду и одноимённый телеграм-канал, где этот же контент дополняется кружочками-видеосообщениями. В нём более 2 тысяч подписчиков.
Сейчас в соцсетях несколько форматов. Один из них «История за 60 секунд» — видео, в которых за минуту кратко освещаю один исторический факт. Также публикую на страничке материалы к урокам: презентации, рабочие листы, которые могут помочь другим учителям вести занятия. Ещё один формат — истории из моих путешествий по городам России. Рассказываю о достопримечательностях, истории нашей страны в контексте конкретного города. Есть уже видео из Екатеринбурга, Воронежа, скоро смонтирую ролик о Челябинске.
Когда только начал вести учительский блог, коллеги относились по-разному, иногда сталкивался с хейтерскими комментариями. Но сейчас всё больше людей поддерживают, некоторые учителя обращаются за советом, как начать и что делать для развития собственного блога.
Ученики иногда подходят и говорят, что удалось успешно сдать тест, потому что до этого смотрели моё видео. Иногда даже ребята делятся: «А я к экзаменам готовился по вашим видеороликам». Я на это отвечаю, что так делать нельзя, так максимум на тройку с минусом получится, ведь в видео — один исторический факт. Без контекста, без причинно-следственных связей. Главная миссия моего блога — мотивировать на глубокое изучение материала после просмотра видео. Блог — это образовательный, но всё же развлекательный контент.
При всей открытости я сохраняю дистанцию, а на уроках поддерживаю дисциплину. Если ученику что-то непонятно, он может смело подойти ко мне или задать вопрос в мессенджере — я с удовольствием отвечу. Но у меня есть правило: отвечаю я всегда с 7 утра до 8 вечера.
Школьники-гладиаторы и крестовый поход в медпункт
Примерно раз в триместр провожу костюмированные уроки. Это занятия, когда я раскрываю тему, переодевшись в традиционный наряд представителя того периода. Идея одеваться в исторические костюмы пришла ещё в университете, когда преподаватель сказал, что наш предмет трудно визуализировать.
Всё началось с одежды древних греков, это самый простой образ. Потом стали появляться и другие: сейчас у нас четыре костюма в школьном музее и пять — в моём кабинете. Там же хранятся и шлемы. Недавно ученица попросила примерить шлем римского гладиатора. Надела на перемене, пофоткалась. Ученики, конечно, становятся более вовлечёнными в повествование.
Однажды произошла забавная история: я решил провести урок по Средневековью в рыцарских доспехах. Довезти их до школы было сложно — латы весят минимум 30 килограммов. Не менее трудно их надеть, всё застегнуть. Веду урок, а в класс заходит медсестра: класс нужно отвести в медкабинет, чтобы их на вшей проверили. Решил сопровождать детей прямо в костюме, говорю: «Ребята, никто меня не обгоняет, сейчас я буду медленно спускаться по лестнице». Иронично, конечно, получилось, что по такому поводу был прерван именно урок о Средневековье.
Учитель обществознания без истории не может
Изначально я хотел стать журналистом или социологом, но в десятом классе задумался о том, что профессия должна помогать людям. Журналистика и социология, бесспорно, полезны, но тогда, будучи подростком, подумал, что чтобы помогать людям, нужно стать учителем или врачом. Склонился в сторону педагогики, начал отбрасывать предметы и понял, что остаётся только обществознание. Учитель обществознания без истории не может, а я её очень плохо знал на тот момент. Стал готовиться. Отрывочные знания быстро сложились в систему, сдал ЕГЭ, поступил в педагогический и по-настоящему полюбил историю только в университете.
В своей работе я повторяю всё то, что делала моя учительница истории и обществознания Вера Станиславовна. Исторические поля, интеллект-карты, система «Шпаргалеты» — сейчас это всё называется по-другому, типа «майнд мэпы», и позиционируется как что-то новое, а я понимаю, что учился так с пятого класса. Система устных зачётов, система построения конспектов — я просто повторяю то, что делала моя учительница, но немного добавляю из того, что узнал в университете. Да, разве что Вера Станиславовна не переодевалась.
Пятиклассники ждут Советский Союз
Больше всего мне интересен XIX век — мои научные работы связаны с отечественной историей и культурой этого периода. Это пик развития российской империи, и огромное количество вещей, которые до сих пор используются, оказались в обиходе именно тогда. Произошла транспортная революция: появилась железная дорога, автомобили, велосипеды, дилижансы и конки — будущие автобусы и трамваи. Было отменено крепостное право. В то время творили Чайковский, Глинка, Мусоргский, Пушкин, Лермонтов, Тургенев. В общем, там куда ни посмотри, везде история, везде культура.
Ученикам нравится XX век. Каждый год пятиклассники спрашивают: «Когда мы будем изучать Советский Союз?». Для них это самая ближняя древняя история. С другой стороны, им интересна, конечно, история античного мира. Дети многое уже знают из начальной школы: египетские боги, мифы древней Греции. Ребята приходят в пятый класс с ожиданием чуда, сказки.
Торт «Наполеон» и салат «Кутузов»
Один из проектов, которым я сейчас занимаюсь совместно с Институтом современной истории, — создание подкаста на тему еды советского периода. Подкаст называется «Историческая кухня», в нём будет 12 выпусков. Будем говорить о советском фастфуде, каким образом менялись блюда в связи с идеологией: например, почему салат оливье стал называться «Столичным». Расскажем о космической еде, что СССР привнес в кухню других стран, и что приехало к нам, как менялись вкусовые привычки россиян.
Про еду в контексте исторических событий можно много говорить, это всегда интересно. Например, в 1912 году планировалось отмечать столетие победы 1812 года. Приготовили ряд блюд, которые должны напомнить о событиях того времени. Самое знаменитое блюдо — это, конечно, десерт «Наполеон». Слоёный торт для удобства поедания был нарезан на треугольники. А что нам напоминает треугольник? Конечно, шляпу Наполеона. Название быстро прижилось. Помимо торта, в то же время были придуманы салат «Багратион» (с курицей и сельдереем), салат «Кутузов» (с телятиной и сельдью). Но они такой популярности не получили.
О XVIII веке есть легенда, что тогда любили есть всё теплое, даже салаты и закуски. Однажды императрица Екатерина попробовала новое блюдо и сказала: «Фу, не грето». А кто-то услышал «винегрет», и так стали называть салат.
Есть и более складная история об этом названии — легенда связана с французским поваром Антуаном Каремом. Он готовил при дворе Александра I. У Карема и его российских коллег отличались вкусы, и он периодически на них кричал. В очередной раз приготовили винегрет, который нравился императору. Повар попробовал салат перед подачей, но ему показалось, что нужно добавить уксус. Он начал кричать «Винегар!», что на французском и означает уксус. Заправку ему дали, а блюдо назвали винегретом.
Рассказываем о калужском тесте: за что его обожал князь Потёмкин и не любил Наполеон.
Ставим два (карандашом) за викторину по Гарри Поттеру
В свободное время я участвую в интеллектуальных играх, квизах. Хожу на телевизионные викторины, собираю коллекцию таких игр на российском телевидении. Моя команда участвует в классических викторинах, квизах по истории. Моей команде очень нравятся игры по Гарри Поттеру и «Сумеркам», но я в этих темах не очень силён.
Подобные викторины провожу и для детей в школе для закрепления материала. У меня есть уже выпускники, которые участвовали в таких играх, а сейчас эти бывшие ученики мне помогают писать сценарии интеллектуальных развлечений.
***
У самурая нет цели, только путь. Хочется просвещать и мотивировать школьников, помогать учителям. И вроде бы это получается.