Собрали 10 идей для юных непосед, игры для детей 5-6 лет и занятия для младших школьников, нашли видеоинструкцию «Как сделать носкобол» и поговорили с детским педагогом про занятость ребёнка на каникулах.
Каникулы, длинные выходные и даже первые признаки ОРВИ — поводы остаться дома у детей появляются регулярно.
- Вместе с педагогом из семейной начальной школы «Довериум» обсудили, как организовать досуг и, главное, когда можно (или даже нужно) ничего не предпринимать и почему.
- С нашими друзьями из «Упсала-цирка» заглянули за кулисы импровизированного семейного театра теней и целой цирковой студии — она, да-да, может развернуться прямо у вас дома.
Итак, рассказываем, как превратить «О нет, опять каникулы...» в «Ура, каникулы!»
Идея 1. Боремся со скукой или… оставляем всё как есть
Сперва разберёмся, так ли опасна скука. На самом деле важно, чтобы ребёнок учился сам распоряжаться своим временем, и в этом плане скука — отличная практика.
Важно, чтобы ребёнок проживал эмоции грусти и скуки. Тогда по мере взросления он не будет думать, что нужно постоянно непременно делать что-то весёлое.
Можно думать, чем занять ребёнка 3 лет, если он приуныл, а можно вспомнить, что как только дети осознают, что им скучно, они пытаются решить, как себя развлечь. В результате скука, как ни парадоксально, стимулирует внутреннее развитие:
- благодаря ей у ребёнка возникают новые мысли, идеи игр, ролевых сюжетов;
- развиваются полезные и важные навыки — память, мышление, внимание, эмоциональный, практический и социальный интеллект;
- если ребёнка ничто не отвлекает, он увлечён, взрослому стоит включаться в игру, только если они оба этого хотят.
Не переживайте: и час, и два ребёнок может делать то, что ему нравится. Так вырабатывается интерес, усидчивость. И не стоит испытывать чувство вины при каждой фразе «Мне скучно». Понаблюдайте, что будет дальше, а если ребёнку всё-таки нужно помочь найти интересное занятие, читайте советы ниже.
Идея 2. Выделяем время для игры и договариваемся
С раннего возраста важно избегать гиперопеки, чтобы потом было легче и ребёнку, и родителям. Пробуйте договариваться с малышом, что вам нужно отойти, предложите игрушки. Постепенно это время можно увеличивать.
У детей постарше в свободном доступе должны всегда быть игрушки, книги и другие интересные задания. Но бывает, что дети всё же хотят и к любимой игре привлечь родителей.
Времени мало? Договоритесь, когда уделите ребёнку 20–30 минут. Обсудите, чем вы заняты, во что будете играть, скажите, через какое время освободитесь. А пока вы заняты, ребёнок может порешать головоломки, задачки на логику, внимание, развитие творческих способностей, а потом рассказать и показать — с чем и как он справился, а где нужна помощь.
От себя можем предложить заказать что-то с доставкой и опять же поиграть в ожидание, приурочить к этому моменту совместный отдых. Детей 5-6 лет можно оставить самостоятельно провести время с новой игрушкой. Недорогие игры, пластилин, массу для лепки или несложную настольную игру можно заказать во ВкусВилле вместе с продуктами.
-
4.9С этим пластилином можно воплотить в жизнь любые творческие фантазии. Он мягкий, податливый, лёгкий и представлен в 24 цветах. Чтобы творить было проще, разогрейте пластилин в руках. При этом лепка — ...240 г275 ₽
-
Ждёт оценкуОчаровательный инопланетянин Фудик приглашает посетить вместе с ним фабрику мороженого! Игра-ходилка — отличный повод весело провести время всей семьёй! На игровом поле вы найдёте множество интересных...1 уп31 ₽ 153 ₽
Или попробуйте сделать новую игрушку сами. Ловите видеоинструкцию от «Упсала-цирка» о том, как сделать домашний носкобол. Кстати, спросите у ребёнка: как быстро он догадается, что это такое?
Или смотрите рецепты солёного теста для поделок с детьми. Там несколько рецептов, что-то дети могут попробовать приготовить самостоятельно.
Идея 3. Используем детское любопытство как идею для игр
Заинтересовать ребёнка можно самыми простыми вещами: зима, весна, снежинки, сосульки, первые зелёные листья и лук на подоконнике. Можно поговорить, как это происходит, на прогулке изучить что-то внимательнее, а дома предложить нарисовать.
- Попробуйте на каникулах вести календарь погоды, кормить в обед голубей, составить описание жуков, которые обитают в ваших краях.
- После прогулки можно заменить мультфильм познавательной передачей или фильмом по теме. Это и увлечёт ребенка, и поможет узнать больше об окружающем мире.
- На время каникул или долгих праздников можно сделать небольшой адвент-календарь. Даже сам ребёнок может нарисовать картинки и сложить в конверты. Перемешайте их, и каждое утро будет небольшой сюрприз. Можно добавить лёгкие задания, совместные активности и приятные мелочи от родителей. А тему для календаря выберите вместе.
Чтобы вам не ломать голову, мы уже придумали и сделали такой адвент-календарь: 30 ярких карточек, на каждой из которых есть задание и раскраска. Так что целый месяц можно провести с интересом и пользой.
-
4.8Адвент для самых ярких, весёлых и запоминающихся каникул! В наборе 30 карточек, на каждой из которых есть задание и раскраска. Ребёнка ждут самые разные задания: создать аппликацию, запустить воздушно...1 уп48 ₽ 240 ₽
Идея 4. Выращиваем собственный огород
Получить настоящие всходы на окне можно даже вне летних каникул, если вырастить на окне микрозелень. Весной и летом, когда солнечного света достаточно, можно попробовать высадить даже рукколу, петрушку и укроп. Неплохая грядка получится и из обычного репчатого лука: зелёные перья лука хороши в бульоне и овощном салате. Подробнее о домашнем огороде читайте в специальном материале от нашего корреспондента, а инструкцию по выращиванию микрозелени смотрите в ролике ниже.
Идея 5. Подбираем онлайн-курсы и мастер-классы
На каникулах дети отдыхают от школы, но они вполне могут учиться чему-то активному и интересному. И если на поход в новую секцию нет ни сил, ни времени, поищите короткие онлайн-курсы или мастер-классы.
У ВкусВилла в рамках социально-благотворительного проекта «Добрая полка» есть партнёр — «Упсала-цирк». В нём занимаются социальной адаптацией беспризорных детей и подростков методом цирковой педагогики. И они сделали онлайн-курсы для детей, подростков и даже их родителей.
Покупая товары и те же онлайн-курсы из каталога «Добрая полка», вы не просто поддерживаете фонды и благотворительные организации, а помогаете детям развивать таланты, иметь полноценную работу. Подробнее о проекте читайте здесь.
В него входит 7 видеотренировок и дополнительные видео с трюками. Занятия развивают ловкость, координацию, моторику и учат буквально суперспособности — жонглированию тремя мячами.
Дети могут учиться сами, но не менее весело будет разделить этот опыт с кем-то из взрослых — здесь на ваше усмотрение.
В этом курсе 12 практических онлайн-видеоуроков для создания театра теней из подручных материалов. Да-да, там будет даже сцена из коробки от пиццы. Кстати, угощения можно заказать заранее: и готовить не придётся, и будет повод побаловать домашних чем-то не совсем повседневным.
Театр теней потребует участия взрослых, но он может стать главным проектом для каникул. Ребёнок способен сам заготовить персонажей, а взрослые вечером выберут время для игры. Видео и забавные фотографии, а главное — яркие воспоминания могут стать ярким событием долгих выходных.
Идея 6. Пробуем заниматься делами вместе
Привлекайте ребёнка к домашним делам, иначе с возрастом вам вряд ли стоит ждать помощи.
- Совсем маленьких деток можно спокойно попросить сложить уже подготовленные вещи в стиральную машину, вместе что-то приготовить. Да, это будет чуть дольше, но зато как интересно ребёнку вам помочь.
- Есть детские ножи, с помощью которых ваш ребёнок сможет помочь вам нарезать что-то под вашим присмотром.
- Вместе можно убирать игрушки, отдавать/выбрасывать ненужное, если ребёнок согласен.
- Попросите ребёнка помочь вам накрыть на стол, постепенно учите его мыть за собой посуду или складывать в посудомоечную машину.
- Можно вместе ходить в магазин, составлять список, для ребёнка напечатать картинки, нарисовать или показать в телефоне, что нужно, чтобы он искал это на полках в магазине.
Можете во время уборки с ребёнком поиграть в Золушку или домашнюю фею, обсудить героев сказок. А порцию интересных фактов можете почерпнуть в нашей познавательно-развлекательной статье «Миядзаки, Шарль Перро и Астрид Линдгрен: уборка в сказках и в реальной жизни».
Участвуя в домашних делах, ребёнок учится самостоятельности. Кстати, ещё один подходящий сценарий — собрать корзину для покупок прямо в приложении ВкусВилл или на сайте. Пусть малыш поможет вам всё это найти в магазине и даже самостоятельно пробить на кассе самообслуживания. Эта совместная активность позволит ребёнку почувствовать, что вы уделили-таки ему своё время и доверили важное дело.
Идея 7. Используем готовку как увлекательное занятие
Начинать готовить под присмотром родителей можно даже в 2,5–3 года. Ребёнок может помочь маме перемешать что-то на сковороде, в кастрюле, опять же можно резать манго или мягкую грушу, сыр детским ножом.
Объясните ребёнку, что плита горячая, проведите сами его руку высоко над плитой, дайте понять, почувствовать, что это горячая поверхность, которая отличается от всего окружающего.
Если боитесь оставлять ребёнка одного на кухне, помните, что важно с детства объяснять/раскрывать/показывать причинно-следственные связи:
- почему именно «нельзя»;
- что будет после того, как это произойдёт.
Порой это утомительно, но результат виден спустя время. Ребёнку важно знать, почему ему что-то запрещают, и что будет, если он это сделает.
Ловите подборку понятных и при этом интересных рецептов, блюда по которым можно приготовить вместе с детьми. А если удобнее формат видео, смотрите рецепты из нашего проекта «Мини-шеф».
Кстати, можно превратить в кулинарное шоу не только готовку, но и дегустацию. Посмотрите вместе с ребёнком нашу весёлую историю о том, как дети пробуют взрослую еду. А потом можно устроить что-то похожее самостоятельно. Даже снять забавное видео для домашнего архива — почему нет? В качестве продуктов можно взять тофу, хумус, зразы из моркови или чипсы из ламинарии — если, конечно, вы вместе ещё этого не пробовали.
Идея 8. Не забываем про книги
В чтении главное не принуждать. Попробуйте вместе выбрать интересную книгу. Здорово, когда родители поддержат и вместе прочтут её или каждый свою, тогда у ребёнка будет пример.
Ведь странно, что детям нужно читать, а родители сидят всё время в телефоне. Ребёнок будет понимать, что взрослые-то не читают, скорее бы вырасти. Он будет ещё больше не любить чтение, потому что его интерес никто не разделяет.
- Здорово, если можно читать вместе с родителями, например, по 2 страницы вслух по очереди.
- Важно обсудить с ребёнком прочитанное. Он мог многое не понять, а в разговоре часто появляются новые мысли. И всегда приятно поделиться чем-то, если ты это сделал, узнал, прочитал.
- Вы можете прочитать что-то своё и тоже поделиться с ребёнком или сделать вместе презентацию, рисунки и так рассказать о книге.
- Можно после прочтения посмотреть вместе фильм/мультфильм и обсудить: какими герои были в книге, какие в кино, что отличается.
- Если ребёнок устаёт читать, включите аудиокнигу. Можно пробовать следить за текстом, который пока что воспринимается на слух.
Не переживайте, если ребёнок перечитывает одно и то же — это нормально, его мог заинтересовать герой, сюжет. Спросите, что именно понравилось, возможно, в книге ребёнок находит себя. Тогда можно предложить что-то с похожим сюжетом, героем, чтобы ребёнку было интересно.
Помимо книг могут быть и комиксы, и другие придуманные истории из интернета. Со временем ребёнок переключится на что-то другое, главное, чтобы это его заинтересовало.
Во ВкусВилле можно заказать простые, но любопытные книги для детей. Пусть сын или дочь по-взрослому попробует разобраться в важных вопросах — с простой и интересной подачей.
-
Ждёт оценкуСобрание детских сказок Афанасьева, адаптированных для учеников начальной школы. Истории со страниц этой книги не только увлекут ребёнка и помогут привить интерес к чтению, но и расскажут ему о вечных...1 шт160 ₽
-
Ждёт оценкуКрасочная книга со всеми известной сказкой о музыкантах, которую так здорово прочитать или послушать перед сном! Достаточно крупный шрифт будет удобно читать даже ученикам начальных классов, а яркие к...1 шт320 ₽
Идея 9. Составляем план на каникулы с учётом интересов ребёнка
- Послушайте, чем хочет заняться ребёнок. Если у вас тоже есть идеи, обсудите их, вдруг он забыл или не знал, что можно сходить на мастер-классы, батуты, поиграть в лазеры, погулять в парке, покататься на лошадях и т. д. Запланируйте одно — самое важное — событие, например поход в аквапарк.
- Распишите каждый день, попробуйте придерживаться плана, чтобы и у ребёнка было понимание: чем он будет заниматься сегодня. Но не стройте грандиозных планов на каникулы, вы с ребёнком должны провести время в удовольствие, не нужно никуда спешить, каникулы нужны для отдыха.
- Важно помимо всех активностей и забот позволить ребёнку побыть дома, без жёстких обязательств — например, проснуться, когда хочется, чтобы мозг отдохнул. Если ребёнок каждый день ходил в школу, а после — на секции и до вечера делал уроки, нормально, что хочется побыть дома, расслабиться и никуда не спешить. Его можно понять.
Идея 10. Решаем вопрос со смартфоном и просмотром видео
Конечно, подросткам уже что-то тяжело запрещать, ограничивать, если такие отношения не были построены в семье изначально. Мы не можем просить, чтобы ребёнок меньше времени проводил с телефоном, если родители сами не соблюдают эти правила.
Никогда нельзя вырывать телефон из рук ребёнка. Нужно договариваться: ты можешь смотреть столько-то минут/часов в день. Можно завести будильник, поставить таймер, чтобы ребёнок видел, что время заканчивается. Когда остаётся 10, 5, 3 минуты, нужно сказать об этом.
Можно показать ход времени на примере песочных часов и заранее решить, чем ребёнок будет заниматься дальше. Чтобы у него были планы, можно их даже прописать.
- Можно создать свою настольную игру: если ребёнок без напоминаний убирает вовремя гаджет, он кидает кубик и перемещает фишку. Когда фишка дойдёт до финальной клетки, полагается приз. Если же правила не соблюдаются, фишка может ходить назад. Важно обговорить правила при создании игры.
- Предложите ребёнку отдавать вам гаджеты без напоминаний в обмен на дополнительные минуты экранного времени — плюс 2–3 минуты. Он будет стараться следить за временем и понимать, что за выполнение заданий полагаются бонусы.
- Важно обговорить, когда ребёнок может смотреть гаджет, например, какое-то время после садика/школы, после выполненных уроков, после секции. И когда мы обходимся без них: например, в туалете, объяснить почему, за столом, перед сном и, главное, чтобы родители показывали такой же пример, иначе это будет бесполезно.
И, конечно, важно показать ребёнку, как много в мире интересного. Если семья весело проводит вечера дома, тогда и у ребёнка меньше желания сидеть в телефоне. Можно вместе прогуляться перед сном, сыграть в настольные игры и любые другие. Собирайтесь за столом на семейный ужин, больше разговаривайте и слушайте друг друга.
А как вы обычно проводите выходные и каникулы с детьми? Берёте отпуск, отгул? Привлекаете нянь, бабушек? Составляете план? А, может, у вас остались вопросы к детскому педагогу? Пишите в комментариях.