Что будет, если самый известный вампир всех времен и народов обнаружит, что всю жизнь питался чем-то не тем?
Герои франшизы «Монстры на каникулах» проходят сложный путь смены гастрономических пристрастий. И еда здесь — не блюдо с жутким названием, а визуальный и сюжетный код, с помощью которого разворачивается главная мысль: борьба вековых предрассудков и страхов с новой реальностью.
Давайте проследим, как метафора еды и смена «рациона» отражает путь Дракулы и обитателей отеля от изоляции к интеграции. И да, в материале могут встречаться спойлеры. Мы предупредили. :)
Диета из омлета с лосиными прыщами
Граф Дракула — образцовый хозяин. В его знаменитом отеле есть всё для идеального отдыха монстров: первоклассный сервис, комфортное комьюнити себе подобных, аппетитный тост с сыром крик и никаких людей в приличном радиусе.
Но если присмотреться повнимательнее, становится ясно: настоящая пища, которая поддерживает жизнь в этом заведении, — вовсе не деликатесы из мышиного желе и тараканьей пасты, а вековые страхи и предрассудки главного героя. Сам же отель — визуальное воплощение контроля Дракулы над всем и вся.
Ключевая сцена — празднование 118-летия единственной дочери Дракулы Мэвис. Отец буквально кормит её своими страхами, выстраивая стены и даже целый псевдогород между ней и человеческим миром, который когда-то отнял у него жену. Пока не случается это…
Копать-хоронить
Появление рыжего парнишки Джонни с его походным рюкзаком в два человеческих роста становится не просто угрозой быть обнаруженными людьми, а настоящей катастрофой для безопасного, всеконтролирующего, но тесного мира Дракулы. В эти рамки он загнал и Мэвис, и себя.
Поэтому я построил отель: защитить её и защитить всех монстров. Ведь в этом смысл семьи.
Однако Джонни не сталкивает «гастрономические вселенные» монстров и людей. Он привносит новый аппетит в их предсказуемую до дрожи клыков жизнь: другую музыку вместо наскучившего зомби-Бетховена, самокат вместо лото или игры в крокодила с невидимкой. Ну кто играет в крокодила с невидимкой?!
«Пища» парнишки Джонни — это открытость, спонтанность, дурацкие танцы и безусловное принятие, которые он щедро раздаёт всем вокруг. И это приходится монстрам очень даже по вкусу.
Вместе с Джонни рушатся закоренелые устои самого графа Дракулы — оказывается, люди за пределами отеля его очень любят и готовы прийти на помощь, скрестив плащи. Старая «диета» из страха и витаминного заменителя крови мгновенно теряет свою привлекательность.
— Люди, монстры… Какая разница?
Финальное признание Дракулы, что он был не прав, — это не просто слепое смирение с выбором дочери. Это отказ от старого «рациона» в пользу нового. Принимая Джонни в семью, Дракула принимает и его «специи». А грандиозная вечеринка в финале первой части — это апофеоз новой гастро-чело-монстрической философии.
Но режиссеры франшизы про монстров на каникулах не останавливаются на достигнутом.
Монстры разучились пугать
Вторая часть монстрической вселенной углубляется в метафору, показывая нам, как порой сложно «переварить» новую реальность. Рождение Денниса — это проверка на прочность для каждого в отеле «Трансильвания».
— Папа, я тоже рад тебя видеть.
Дракула вновь берётся за старое и пытается контролировать, на этот раз внука.
Его одержимость тем, чтобы у Денниса прорезался вампирский клык, — это метафора возврата к старой «здоровой» монстрической пище. Он снова пытается навязать своё «меню», испугавшись, что ребёнок вырастет человеком. И любит авокадо.
Кульминацией этого внутреннего конфликта становится битва с отцом Дракулы — Владом, который олицетворяет самые консервативные и ядовитые «продукты» монстрического мира.
Победа над «кухней» Влада — это окончательный отказ Дракулы от «токсичной» диеты предрассудков. Он понимает, что его внук идеален, даже если бы был единорогом. Да-да, вспомните цитату: «Человек, вампир, единорог — ты лучший, кем бы ты ни был». Любовь без условий и отказ от продуктов прошлого.
Когда всех вырастил, появилось время на себя
Третья часть всё больше показывает простую человечность великого властелина тьмы. Дракула — «до смерти» уставший мужчина-одиночка, который так много лет жил ради дочери, что… Забыл пожить хоть немного для себя.
«Когда всех вырастил, появилось время на себя», — так говорит Дракула, позволив наконец-то себе полноценный отдых вдали от отеля. А вместе с этим вампир встречает второй «дзинь» в своей жизни. Эрику. Но как такое может быть? И как не ощущать себя «предателем семьи», ведь…
Попытка усидеть на двух «диетах» неизбежно приведёт к срыву. В нашем случае ностальгия по старой «кухне» и манящий «запретный плод» чего-то нового в виде очаровательной блондинки с потешным подбородком толкает героя к катастрофе, угрожающей всем монстрам.
И дело здесь не только в ограничениях Дракулы. Не только он заковал себя в кандалы устоев прошлого и парализующего страха, но и прадедушка Эрики Ван Хельсинг. Согласитесь, они ведь очень похожи: оба живут прошлым и никак не могут принять новый «рацион». Однако… Им это удаётся. :)
И если вы думали, что на этом статья заканчивается… То нет, у «Отеля Трансильвания» есть четвёртая часть !
Аллергия на самого себя, или Видя во всём только плохое — упустишь самое лучшее
Четвёртый фильм франшизы под названием «Трансформания» доводит центральную метафору до логической кульминации.
Сюжет всех «Монстров на каникулах» строился на том, что Дракула учился принимать и переваривать «чужую пищу». В финальной же части он сталкивается с тем, что его собственную сакральную «еду» — его вампирскую сущность — у него отбирают. «Монстрифицирующий луч» буквально лишает его привычного «рациона»: не стареть, превращаться в летучую мышь и гипнотизировать людей. Перед нами предстаёт лысеющий мужчина средних лет с «пузиком» и больной спиной. Всё как в жизни глубоко после 30. :)
Так вот, пошутили и хватит. Если первые три фильма были про переход с жёсткой диеты на насыщенное блюдами меню, то четвёртый — про вынужденную «пищевую аллергию» на самого себя. Дракула-человек вынужден заново учиться ходить, спать, быть уязвимым и неистово потеть. А что, если он никогда не сможет стать монстром? А что, если Джонни всё-таки превратит отель в что-то новое и такое пугающее? А что, если решение Дракулы передать отель Мэвис и Джонни — величайшая ошибка всея вампирства?
Параллельная линия Джонни, который превращается в гигантского дракона, — это зеркальное отражение той же проблемы. Он, наоборот, вынужден «переваривать» внезапно свалившуюся на него монстрическость, с которой не знает, как справляться.
Дракуле и Джонни пришлось заново учиться готовить, меняясь рецептами и приправами, находя новые вкусы в себе и друг друге. Джонни учит Дракулу видеть хорошее даже в подгоревшем маршмеллоу . А Дракула учится «отпустить ситуацию и просто довериться».
«Отель Трансильвания» — это весёлая, трогательная и грандиозная метафора пищевого поведения: от жёсткой диеты, отказа от «ядовитой пищи» до принятия себя самого и всех вокруг. Ведь порой не набор продуктов, а с кем ты разделяешь трапезу — важнее всего.
Как вы считаете, что стало ключевым «ингредиентом», который наконец-то помог Дракуле «переварить» новый мир?
Кадры из мультфильмов использованы в иллюстративных целях