У нас заработал новый склад! А склад в нашем деле — это очень важно.
От условий хранения продуктов, качества логистики, уровня оснащённости оборудованием, удобства и вместительности — и, конечно, профессионализма сотрудников — зависит очень многое.
Склад «Вешки» находится всего в 500 м от МКАД.
Мы обошли суперсовременные помещения вместе с его руководителем Владимиром Кулаковым.
— Строительство «Вешек» началось в январе 2019-го года, а 1-го января 2020-го мы уже въехали. Склад мультитемпературный, частично состоит из двух этажей: до этого никто не делал двухэтажных складов. Его построили специально для нас. Сейчас это самый большой РЦ, если не брать в расчёт строительный склад «Леруа Мерлен».
На складе
Путешествие вглубь «Вешек» — Зона отгрузки
— Мы сейчас идём по зоне отгрузки. Начиная с девяти утра, мы собираем заказы на следующий день и заказы первых волн: на час, на час тридцать, на два часа — вывозим прямо к воротам. Мы знаем, какой заказ, на какой магазин, в какое время, с каких ворот будет отгружен в час ночи. И, собрав утром первый заказ, мы уже выставляем их к часу ночи на отгрузку.
Например, к двадцать первым воротам выставляются все склады по очереди их сборки, но именно к тому магазину и к той машине, которая поедет в час ночи с двадцать первых ворот. Машина встаёт, приходит кладовщик, сканирует и начинает загружать.
Операторская
Идём в операторскую. Сюда приезжают все водители, которые едут на магазины.
— Сегодня у нас порядка 340 маршрутов, то есть 340 машин к нам приезжают с часу до пяти утра, загружаются и уезжают. Здесь сидит главный оператор, все звонки сюда идут. Тут же печатаются документы, все распределения всех складов, и здесь находится старший оператор с начальником смены.
Три камеры
Три камеры по 20 тыс.кв.м с температурой +5 градусов предназначены для обработки холодной продукции, «фреша», мяса, хлеба и «кондитерки». Здесь, как и на РЦ «Кавказ», применяется система маркировок. Эти маркеры играют свою роль как на складе, так и при поступлении в магазин.
— Маркировка помогает и нам, и водителям, и в магазинах. Если маркировка красная, то это, например, мясо — оно сразу отправляется в холодильник, не стоит на полу. Также это и указатель очередности волн.
Дневной склад
— Дневной склад — место, где товар всегда есть, поэтому поставщиков мы не ждём и в районе обеда начинаем комплектовать. Планы по нему уже есть, есть распределение. Здесь морсы, сыры, напитки, которые требуют +5 холодного хранения.
Заморозка
— Приёмка заморозки идёт через шесть ворот. Камера находится напротив. Температура где-то +3. Здесь все герметично. В этом тоже наша уникальность. Получается, нам буферная зона не нужна. Температура не меняется при приёме.
Самая большая камера — 6200 кв.м. Ещё недавно температура здесь была -25, но поскольку при таком низком градусе вырос риск заболевания рабочих, было принято решение повысить до -20. «Полярники» греются 15 минут после каждого часа работы в таких камерах. И оплата за коробку тут выше, учитывая более тяжёлые условия. Многие сотрудники уже работают подолгу — говорят, нравится.
Фрукты и овощи
— Здесь у нас есть отдельная камера, где 200 паллет под ягоды. Под бананы на 400 паллет, где температура +14. Сделали по запросу технологов, но пока не сильно используем. По мере получения заказов мы переставляем зону сборки.
Площадь составляет 11 тыс.кв.м, потому выглядит довольно просторно. Такое помещение, конечно, на вырост. Потенциально обслужить может ещё около тысячи магазинов.
Пандус
Чтобы подняться на второй этаж, нам, участникам экскурсии, разрешили пройти по пандусу, хотя сотрудники склада могут подниматься только по лестнице.
— Ещё одна уникальность: у складов, где есть второй этаж и более, обычно есть какие-то подъёмные механизмы: лифты, карусели. У нас же нет ни одного подъёмно-опускного механизма. Зато у нас есть пандус. Семь метров в длину. Угол подъёма — 9 градусов. Мы специально купили немецкую технику, которая преодолевает такой подъём с регламентным грузом и спуск такой осваивает, то есть она не летит, она держит.
«Штучка»
«Штучка» от УРЗ получает заказ, на какой магазин сколько собрать, и один отдельно взятый человек его собирает. Это маркируется и вместе с химией и долгосроком свозится к воротам.
— Сотрудники всё вскрывают заранее, подготавливают, потому что когда собираешь потоком на 700 магазинов, это отдельная работа — стоять разрезать коробки. На «штучке» в основном фасуют косметику, подгузники, расходные материалы (банки, урны, сумки).
Пункты зарядки техники
— Мало кто применяет на складах подобные зарядные пункты даже в Москве. Это электрические розетки двух типов, мы используем у себя технику с литий-ионными батареями, как в мобильном телефоне. Такая коробка железная, она никак не обслуживается.
Техник просто приезжает и ставит на зарядку машину, как мобильный телефон. Для неё нет таких специальных требований, какие раньше были: вентиляция, взрывные двери и так далее. В это время идёт на обед или по каким-то другим делам. Потом приходит и на заряженной технике едет дальше.
Такие пункты мы сделали по всей территории, чтобы убрать максимально передвижения людей, время рабочих не терять.
Зал бытовых помещений
В этом зале находятся все бытовки, отдел кадров, медпункт, столовая и комната отдыха. Через них проходит около ста человек за сутки. В столовую привозятся готовые обеды и разогреваются.
Помимо этого, в зале находится специальная комната, в которой выдают и принимают складское оборудование: терминалы сбора данных, сканеры, рации и мобильные термопринтеры. Заряжают их, обслуживают, отдают в ремонт, инвентаризируют. Тут порядка тысячи розеток.
Всё это — люди
Коллектив
Каким бы уникальным и технологичным ни был склад, он не сможет функционировать без людей — конечно, тоже уникальных. Здесь свой отдел кадров, медсестра, 9 постов ЧОП, операторы.
— Практически все сотрудники перешли с нами с Северного, с Шереметьево, ну и здесь набрали. Пока мы не набрали нужного количества, но многие сотрудники готовы выходить на подработку — сутки через сутки — этим они нам очень помогают.
График
Склад начинает работу в восемь утра, основная смена — это операторы, начальник смены, кладовщики. Они работают сутки через трое, с восьми до восьми утра. Технические специальности: комплектовщики, грузчики, водители складской техники — они работают по 12 часов, с восьми до восьми.
— В одну складскую смену проходят технари на день-ночь. Начальник смены замыкает сутки. В восемь утра начинается смена, склады пустые, залы чистые, мы их моем и с восьми утра открываем ворота поставщикам. Последний поставщик приходит с 22 до 23 — по молоку, и всё, что приходит по основным складам, собирается и отгружается до пяти. В пять утра пол опять чистый.
Немного о комплектации
— У нас есть два вида комплектации. Первым комплектуем охлаждёнку, молоко, хлеб, кондитерку, овощи, т.е. скоропорт.
Как это работает: комплектовщик в отдельный период времени берёт один заказ на один магазин и собирает те товары, которые заказывает магазин.
А долгосрок мы собираем иначе: комплектовщик берёт не заказ на магазин, а отдельный товар, например, салфетки. Берёт поддон салфеток, список магазинов и кидает салфетки, куда сколько нужно. Второй человек берёт помидоры вяленые, другой — сахар раскладывает. И в итоге пятьдесят человек раскладывают 755 магазинов. Это у нас называет «разбор», и склад «Кавказ», например, активно использует именно такой метод сборки.
«Большой брат»
Площадь в 108 тыс.кв.м покрывает очень качественная wi-fi сеть. Это 460 камер, из которых 40 работают на распознавание лиц.
— Сейчас мы заводим всех работающих у нас людей в базу, чтобы система могла отслеживать каждого: кто куда зашёл, откуда вышел и когда. Если система считает, что человек находится там, где не должен, то будет, грубо говоря, оповещать нас об этом. Если поступило сообщение и человек по базе не совпадает, то мы по рации можем вызвать ЧОП, чтобы найти незваного гостя.
Все сотрудники ходят с терминалами. Каждый терминал — это уникальное оборудование, индикатор человека. За счёт этого полностью отслеживается маршрут каждого работника, вплоть до секунд. Найти и даже просто понять, где находится человек на таком огромном складе, очень сложно, на это уходит много времени. Именно поэтому введены системы распознавания лиц и навигации.
Адресное хранение
Адресное хранение заметно упрощает и ускоряет работу комплектовщикам, это особенно важно в заморозке, где им приходится работать на холоде.
— В заморозке мы поставили стеллажи, сделали адресное хранение и адресную комплектацию. Комплектовщик идет чётко по адресу. За один проход по маршруту он собирает весь заказ. Тяжёлое, легкое, хрупкое. В крайней точке заканчивает заказ и сразу берёт новый по новому адресу.
В скором времени все камеры будут работать по такой системе.
— Опытный работник товар годами выставляет, и он знает, что где должно быть, а новенький придёт, и первое время не понимает, где литр, где 0,5. А когда будут адреса, ему не нужно будет знать товар наизусть, он просто возьмет А1, «пикнет» этот товар и соберёт его.
Теперь вы знаете, откуда на наших полках берутся продукты. И можете быть уверены: все, что покупаете, бережно хранили и везли в ваш ближайший «ВкусВилл» в лучшем виде.