Made in Germany

Made in Germany

Фотоистория о том, как технологи «ВкусВилл» съездили в Германию на разведку.

Пару раз в год в нашей компании практикуются заграничные поездки. Что нам это дает?

Во-первых, во время бизнес-тура мы изучаем местную розницу. «А как это устроено у них?», — вопрос, который не дает покоя всем нам. Обмен опытом помогает находить и внедрять интересные идеи. Например, любимый всеми абонемент появился после общения с управляющими британских супермаркетов.

Во-вторых, это хорошая возможность со стороны посмотреть на нашу работу. Что-то у нас получается хуже европейцев. Что-то — гораздо лучше. В любом случае, это помогает критично посмотреть на собственную работу.

В-третьих, мы изучаем тренды, так как розница в России во многом развивается по сценарию Европы с опозданием на несколько лет.

В этот раз изучать немецкую розницу и производства отправился штат технологов. Многое, что мы увидели в Германии, можно обозначить простым, но очень емким словосочетанием — немецкий менталитет. И далеко не всегда он трактуется с положительной точки зрения.

Любовь к порядку, четкости и точности сказались на всех сферах жизни немцев. Розница — не исключение.

Управляющие супермаркетов «Rewe», к примеру, могут самостоятельно влиять на продуктовый ассортимент. 70% базового ассортимента устанавливает центральный офис, 30% - остаются на усмотрении управляющего. Это позволяет торговой сети находить необычных поставщиков и отличаться от других торговых сетей уникальным ассортиментом.

Покупатели «Rewe», как и покупатели «ВкусВилл», своими обращениями могут корректировать ассортимент. Например, долгое время пророщенная зелень и миксы для вегетарианцев не пользовались особой популярностью. Прошло несколько лет, прежде чем на этот продукт нашелся свой покупатель.

Почти во всех торговых сетях Германии установлены автоматы для приема использованной тары. Автомат «съедает» только те бутылки, которые подлежат вторичной переработке. В зависимости от количества сданной тары, меняется размер скидки для покупателя.

Социальную ответственность торговым сетям прививает государство. За организацию сбора бутылок и банок магазины получают от государства определенные преференции. России пока до аналогичной экологической программы, к сожалению, далеко.

С покупателем все торговые сети Германии работают учтиво. Реагируют на критику, фиксируют жалобы. Однако, судя по общению с управляющими магазинов, немецкий покупатель кардинально отличается от среднестатистического российского покупателя. Немцы любят факты, поэтому, если и ругают торговую сеть, то делают это на том-то, том-то и том-то основании. А российский покупатель, как известно, эмоции любит гораздо больше фактов!

Один день мы посвятили международной выставке пищевой промышленности «GreenWeek». Производители со всего мира везут сюда свои лучшие продукты. Выставка больше напоминала ярмарку с дегустацией, громкой рекламой своего товара, но тем она и была прекрасна.

Особенно впечатлили стенды Германии (что логично), Италии, Венгрии, Латвии и Литвы. А вот о российском стенде, скорее, хочется промолчать.

Европейский мир мы все также покоряем ушанками, водкой и красной икрой. Ох, уж эти стереотипы!

В другие дни технологи побывали на нескольких немецких производствах. Колбасники, к примеру, широкими от удивления глазами смотрели на нас, когда узнали, что мы продаем колбасу без нитрита натрия. У немцев даже таких рецептур нет. Вот тебе и колбасная страна!

На молочном производстве нам рассказали об отличиях обычного молока от молока с приставкой «био». Кроме того, что оно стоит дороже и имеет био сертификат, глобальных отличий нет.

— Быть может, коровы чем-то особенным питаются? — интересовались мы у технолога молочного производства.

— Нет, едят то же, что и все.

— Вода отличается?

— Обычная вода.

— Антибиотиками животных не лечат?

— Лечат, но молоко, как и требуется, в переработку не идет.

— Так чем же био молоко отличается от обычного молока?

— В первую очередь тем, что корова ведет счастливый образ жизни. Она не на привязи, гуляет сама по себе, сколько захочет и когда захочет. Такое молоко по праву считается более полезным, чем обычное.

Кстати, управляющий магазина «BioMarkt» нам честно ответил про эко и био продукты.

— Я не могу сказать, что продукт с био сертификатом — это плохо. Но это и не панацея. Людей пытаются убедить: будешь питаться только экологически чистыми продуктами, перестанешь болеть и проживешь до ста лет. Конечно, это не так. Органические продукты — это бизнес, на который есть покупательский спрос. Плюс всегда есть место маркетингу. Значок «био» на упаковке делает обычный продукт дороже на 20−30%.

Словом, не зря мы настойчиво отказываемся от экологической сертификации. Куда важнее следить за составом продукта, чем за его «медалями и орденами» на упаковке.

Небольшая пекарня в городке Обераммергау, которую уже 22 года держат муж и жена Корнелия и Генрих Майер, нам очень напомнила многие наши производства. Семейный формат, понимание ценностей и традиций.

При этом — только натуральный продукт и никаких отступлений от этой темы.

— Наши постоянные покупатели помогают нам развиваться, указывают на ошибки, — рассказывает Генрих. — Несмотря на то, что мы внимательно отбираем сырье, следим за всем процессом приготовления хлеба, у нас случаются ошибки и прочие недоразумения. В таких случаях мы без лишних разговоров просто меняем продукт. За все время, что мы работаем, еще не было ни одной конфликтной ситуации. Люди с пониманием и уважением относятся к нашей работе.

Если в целом, то немецкие производства, как и немецкие магазины, не оставляют ощущения чего-то фантастического. Здесь те же проблемы, что и везде. Производители бьются за место в магазине, магазины охотятся за покупателем, а выбирает, в конечном итоге, покупатель.

Компания «ВкусВилл» благодарит за организацию тура компанию Fastforward

Поделиться с друзьями