Лабораторная работа

Лабораторная работа

Дерево в мороженом и жир в твороге. О чем еще знают в лаборатории?

Мы ездим в гости не только к нашим производителям, но и в лаборатории, куда сдаем свои продукты на анализы.

Здесь всегда с удовольствием расскажут, как эволюционировал рынок фальсификации продуктов питания и покажут, как эти подделки можно выявить.

На этот раз мы с коллегами отправились во Всероссийский научно-исследовательский институт технологии консервирования (ВНИИТеК), что в городе Видное.

С этой лабораторией компания «ВкусВилл» сотрудничает около двух лет. За это время мы совместными усилиями выявили одну попытку фальсификата и тут же расторгли договор с производителем, несмотря на слезные просьбы понять и простить. Улучшили качество некоторых продуктов по микробиологическим показателям, вынудили ряд производителей заменить сырье для изготовления продукта, если оно не до конца соответствовало требованиям качества или безопасности.

К сотрудникам лабораторий у нас всегда много вопросов. Начиная от обязательной информации на этикетке продукта, заканчивая методами исследования. Но больше всего пугает быстрорастущий рынок фальсификата. И экономический кризис для этого — золотое время.

Еще пару лет назад покупатели боялись пальмового масла в твороге и сметана, а уже сегодня пальму первенства у «пальмы» отнял низкосортный говяжий жир. Он дешевле и его сложнее определить в лаборатории.

Жир «соскребают» с внутренних органов животных. Долгое время после забоя его просто утилизировали, так как ценности этот жир не несет никакой. Пока махинаторы-фальсификаторы не придумали способ его практического применения. Молочный жир в твороге можно легко заменить говяжьим! Молочными ароматизаторами скорректировать вкус, произвести этот продукт за 10 рублей, а продать его за 100.

Есть ли смысл рассказывать, какой урон здоровью человека нанесет этот творог? Компания, которая производит этот заменитель жира для молочных продуктов, пишет в своей рекламной брошюре: «Мы любим свою работу и делаем продукты доступными для всех».

Еще один относительно новый способ фальсификата продукта — пищевые волокна из древесины. Их активно используют в массовом производстве колбас, мороженого, замороженных йогуртов и других продуктов.

Принцип действия прост: сухой белый порошок разводят водой. Он разбухает, по консистенции получается что-то похожее на крем. Эту субстанцию добавляют в продукт и вот вам стабилизационная система, влагоудерживающий компонент, ровная и красивая консистенция продукта. Спасибо, деревья, что помогаете делать продукты дешевле!

И это лишь малая часть того, что массовые производители продуктов питания используют для удешевления производства. Рынок фальсификата не стоит на месте а, к сожалению, активно развивается, ловко огибая законодательные препоны.

— Даже в аккредитованной лаборатории не все махинации производителей можно обнаружить, — объясняет Артем Самойлов, заведующий лабораторией молекулярно-генетических исследований, руководитель аккредитованного испытательного центра. — Чтобы однозначно сказать — фальсификат это или нет, нужен метод исследования. А чтобы исследование имело юридическую силу, метод должен быть ГОСТирован. На разработку и внедрение нового метода исследования часто уходит больше времени, чем на создание методов фальсификации продукта.

Чем больше разбираешься в области анализа продукции, тем веселее смотреть передачи по телевизору, которые учат в домашних условиях определять заменители компонентов в продуктах. И тем больше удивляют люди, которые этими методами успешно пользуются и верят им.

Если бы все было так просто…

Поделиться с друзьями